Письма Кураеву

Феодализм. Для нас это важнейший период, и не только потому, что этот период последовал сразу после обретения землянами христианства. Естественно, поэтому его необходимо тщательно изучать христианам, священникам. Ну, хотя бы затем, чтобы лучше понять, что такое христианство. Но Михаил Восленский в своем монументальном труде «Номенклатура» высказал обоснованное предположение, что социализм Советского Союза - не социализм вовсе, а феодализм. Совсем как в очень важном для нас анекдоте: жена пишет мужу, который уехал в колонию: «Милый, как там туземцы, они далеко ушли от обезьян?» - «Дорогая, им еще до обезьян идти и идти». То есть, по мнению Восленского, «октябрьская революция» - не социалистическая революция, а феодальная реакция на развитие капитализма в России. И правда. Абсолютное большинство руководящего ядра большевистской партии - феодалы. То есть, изучать феодализм христианам необходимо, но вдвойне необходимо изучать феодализм российским христианам, православным христианам.
Необходимо обратить особое внимание на то, что в советское время изучение феодализма велось как бы вскользь, не серьезно. А также на то, что борьба с феодализмом в основном велась людьми под религиозными лозунгами. Гуситские войны. Протестантские войны. Пуритане в Англии, как руководители революции. Сен-Симон, как христианин. В конце концов, Томас Мор, создатель Утопии, вдохновившей миллионы революционеров в мире, - не кто иной, как правоверный христианин! Вроде бы даже причислен к лику святых.
Чем не нравился этим христианам феодализм? Да, христианам. Ведь более чем 90% революционеров, социалистов и т.п. - христиане. И не надо закрывать на это глаза.
А тем, собственно, что феодализм был не христианством, а сверххристианством. Не только что дать человеку свою одежду, а помочь человеку во всем, взять его за руку, и подсказать ему, куда ему надо идти, и не только идти, но и что делать, и не только помочь, но и заставить, а в случае сопротивления убить. Так что Гильберт Честертон был не прав, когда возражал против принципа «благими намерениями дорога в ад вымощена»? Нет, конечно же, он был прав. Только это должны быть действительно благие намерения. К сожалению, дикие звериные инстинкты начисто парализуют послушный ум господина, и он как будто бы не понимает, что то, что он делает, не нечто благое, но отвратительные изощренные издевательства над подчиненными ему людьми. Правда, он не может делать зло прямо, без затей, и в некоторых своих делах ограничен. Демонстрируемые всем благие намерения - не более чем, как прикрытие своего собственного зверства как перед другими, так и перед самим собой, во-первых перед самим собой.
Для нас, россиян, особый интерес представляет собой то, как вели себя христиане по отношению к людям в колониях, которые были, в большинстве своем, язычниками. Древние евреи на пути к монотеизму по отношению к язычникам вели себя, как самые обыкновенные язычники, то есть убивали, кого ни попадя, и не вдаваясь в подробности. Совершенно так же христианнейшие испанцы и португальцы, не мудрствуя лукаво, убивали всех подряд и в Африке, и в Южной Америке. И не брезговали обращать язычников в рабство. И - характерное отличие рабства от феодализма - они ими торговали. (Оказывается, я ошибался, когда писал в 16-м письме, что «Ни христиане, ни мусульмане не поступали так в течение двух тысячелетий». Поступали, но это не было общим правилом. – К.В.).
|
</> |