Писал писатель, платил издатель
congregatio — 16.07.2018
А вот и, кстати, в тему сегодняшнего дня. Принесло френдлентой.
Как водится, для затравки цитата, она же иллюстрация.
* * * * *
Золотым веком для отечественных фантастов стало в начале
девяностых появление первых негосударственных издательств, таких
как Всесоюзное Творческое Объединение Молодых Писателей-Фантастов
(ВТО МПФ при «Молодой Гвардии»), издательство «Текст», минский
«Эридан» и др. То, что хранилось у писателей в столах и не могло
быть издано раньше, наконец, увидело свет и охотно расхватывалось
публикой. Успех этих первопроходцев вдохновил бодрую массу
предпринимателей. Издавать начали все – новое и старое,
отечественное и зарубежное, лишь бы побольше и побыстрее, в ход
пошли кошмарные машинные переводы – все равно купят, только тисни
пеструю обложку с полуголой блондинкой, сжимающей в грудях тяжелый
бластер! К концу девяностых у писателей все брали с колес, никто
ничего нет редактировал, файл сразу в набор. Утвердилось стойкое
убеждение, что профессиональный писатель, это тот, кто пишет много
и быстро. Все. Других требований нет. Самое страшное, что эти
времена воспитали новое поколение читателей, которые считают, что
вот это и есть литература. Писательская халява со временем,
конечно, кончилась, деньги ушли в более прибыльные отрасли, но
родимым пятном эпохи остались книжные серии. Нынче автор (как
правило, молодой, на родительском прокорме) за сущие копейки должен
гнать не слишком умный (на уровне читателя) текст в рамках
требований серии «Все идем мочить зомбаков» или «Секретарша
попадает в гарем султана». Если новый автор напишет что-то, не
попадающее в «формат» серии, ему не опубликовать свое произведение
– оно никому в издательстве не нужно. Получается, что и раньше
напечататься было непросто, и сейчас не легче. А вот в промежутке
была лафа. Но значение термина «напечататься» изменилось. Если в
восьмидесятые годы напечатать свои произведения помимо
государственного издательства было преступлением, то сейчас, если
напечатаешься в интернете, никто тебе и слова не скажет. Правда,
вряд ли и заметит.
— Заработок отечественных писателей сильно вырос за
последние пару десятилетий?
— Заработок страшно упал по сравнению с серединой девяностых.
Нынче прожить на гонорары невозможно. Даже советский писатель,
которого государство держало в ежовых рукавицах идеологии, получал
за каждую книгу весомый гонорар, делавший его работу весьма
престижной даже у самых меркантильных людей. Не будем забывать
также, что Литфонд давал ему квартиру, дачу, путевки в дома
творчества и прочие ништяки. Кому как, конечно. Кому и никак. В
девяностые пришла монетизация – печатали охотно, платили хорошо. А
сейчас, пожалуй, самые тугие в материальном отношении времена.
Писательская профессия доступна каждому. И никем не ценится.
* * * * *
Здесь
подробнее.