Пионеры и страшилки

топ 100 блогов bigdrum27.07.2023 Пионеры и страшилки

В общем, мы поговорим об интересном SCP-материале:



Рекомендую просмотреть, я посмотрел с удовольствием. Далее предполагаю, что свою долю удовольствия вы получили, и готовы к предметной беседе.

В SCP-шке поднимаются следующие темы:

1. Ноосфера.
2. Коллективный разум.
3. Преимущества коллективного разума над индивидуальным.
4. Работы в области коллективного разума в СССР.
5. Эксперименты на детях в СССР.
6. Страшилки, в частности пионерлагерные страшилки.

Ноосфера - понятие, связываемое с Вернадским. Прежде всего необходимо понимать, в какое время и в какой традиции возникло это понятие. Это было время модерна, то есть - кардинальной ломки представлений об окружающем мире, время переосмысления и поиска новых концепций. До эпохи Возрождения, Ренессанса, "главным" в иерархии человеческого мышления был Бог. Ренессанс положил начало иной концепции мышления, поставив во главу всего Человека. Такое изменение парадигмы мышления привело к перестройке системы ценностей (активно начал развиваться атеизм), стереотипов мышления, приоритетов (набрала популярность естественнонаучная деятельность) и общественных парадигм (патернализм феодализма, когда власть феодала основывалась на представлении о его первородстве, сменилась представлением о равенстве всех людей). Ренессанс привел к бурному развитию науки, и прежде всего потому, что наука - область ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ деятельности. В процессе ломки общества (буржуазные революции, отделение государства от церкви и так далее), и в процессе научно-технического прогресса возникла мысль о том, что человек обладает неограниченным потенциалом, и что он полностью управляет своей жизнью, что он распоряжается ей самостоятельно, а вовсе никакой не Бог...



В этом отрывке мы как раз и видим, если приглядимся, вопрос о границах возможностей человека по контролю за собственной жизнью. И если до Ренессанса за все отвечал Бог, и человек не думал, не прогнозировал и не пытался СТРОИТЬ свое будущее, то после Ренессанса, возведя на пьедестал господства над Вселенной Человека, этот самый человек встал перед вопросами Судьбы, Будущего, направления и смысла своего развития... Подавляющее число людей, почитающих себя культурными, на самом деле живет по старинке. Они либо не задаются такими вопросами вообще, просто-напросто наслаждаясь жизнью подобно Тертуллиану, наслаждавшемуся миром и покоем Империи во времена античности, либо думают об этом вскользь и несерьезно, либо просто декларируют право заниматься этой проблематикой другим, то есть - ученым и политикам.

Вопросы Судьбы, Жизни и Смерти для человека Ренессанса, хоть и были освещены светом оптимизма и веры в человеческие возможности и потенциал, но все же находились в области Тьмы и Незнания. Человек Ренессанса, при всей своей прелести, при всей своей наивной устремленности, все еще находился во Тьме, и все более осознавал ее наличие.

Заметим, что темы искусственного человека (гомункула), совершенного человека (андрогина), вечноживущего человека. Поскольку наука установила (и согласилась с этим фактом) смертность человека, и поскольку человек Ренессанса видел впереди лишь вечную Тьму, для него естественной стала мысль об изменении природы человека, о покорении сил окружающего мира с целью приобретения бессмертия, как избавления от Тьмы.

Судьба, Рок для человека Ренессанса есть сущности Тьмы, человек не доверяет Судьбе, ибо Судьба (предопределенность, фатум) ограничивает его власть над миром и подвергает сомнению его роль властелина Бытия.

Исходя из вот такого вот стремления к вечной жизни, как избавления от Тьмы, и произошел скачок Модерна. Модерн - это абстрагирование от окружающего мира, и представление Бытия как концепции, выработанной человеком и подвластной человеку. Именно потому эпоха Модерна пронизана эстетическими изменениями, научными изменениями, поиском универсума ("законченная физика" и "законченная математика"), и главное - попытками прогнозировать и управлять развитием общества в исторической перспективе. Модерн - это наступление Ренессанса на Тьму, каковая Тьма ждет в конце пути. И основной силой Модерна в этом наступлении является наука ("свет науки"), как способ познать и поставить себе на службу силы природы...

Так вот, наука установила, что человек смертен (помимо того, что иногда он внезапно смертен), и с этим ничего поделать нельзя...

Встав перед вызовом Смерти, и проиграв эту битву, человек, пытающийся манипулировать концепциями, в полном соответствии с научной парадигмой (если теория не подходит к практике, надо изобрести новую теорию) и породил концепцию Ноосферы. То есть, сперва вписал себя в природные процессы, а позднее и выродил понимание Ноосферы как глобального хранилища информации...

В христианстве есть Бог и загробная жизнь. Но когда человек отринул Бога как первопричину, заодно лишившись вечной жизни, ему потребовалась Ноосфера, чтобы избавиться от Тьмы, ожидающей его в конце пути...

Понятие Ноосфера не является научным, а является целиком метафизическим, и служит для избавления от Тьмы и Рока.

Придумав себе научно не подтвержденную и не наблюдаемую мульку (ибо проявления ноосферы можно наблюдать только в мистическом опыте, а он антинаучен по определению), куда собираются все мысли людей, своего рода "заменитель ада и рая", сторонники "глобальной вечной жизни" естественным образом пришли к концепции коллективного разума. То есть, ноосфера в их представлении является не только "большим архивом", но - трансперсональным объединением человеческой мысли, своего рода коллективным разумом человека. В разных случаях разных адептов границы возможностей этого коллективного разума могут декларироваться по-разному, однако такая вот возможность существования (с точки зрения адептов ноосферы), да еще и "подтвержденная научным авторитетом Леруа, Вернадского и Пьера Тейяра де Шардена", естественным образом приводит к мысли о возможности объединения разумов людей еще при их жизни - через связь с ноосферой.

Еще раз.

Идеи трансперсональной коммуникации, коллективного мышления и прочих "сверхразумов" являются попыткой модерна убежать от самого страшного чудовища Ренессанса - вечной Тьмы, ждущей нас в конце пути после того, как мы отринули Бога с его жизнью вечной...

Человечество, уверовав в науку, и получив научный результат о неминуемом завершении жизни, причем как индивидуальной (в смысле медицины), так и видовой (в смысле эволюционной) испугалось, и начало изобретать себе новую метафизику. И поскольку человечество все из себя такое научное - о и своим изысканиям оно придало наукообразную форму. Отсюда и вырастают концепции развития человечества в будущем в коллективный разум, как способ убежать от индивидуальной смерти, а возможно, и от смерти вида.

Если человек управляет всем - он должен программировать свое будущее, и страх Тьмы программирует такое вот будущее для человечества в мире, где нет Бога и есть наука.

Поскольку альтернативой коллективному разуму является Тьма - то коллективный разум в любом случае выглядит предпочтительным. Он выглядит светлым и многообещающим. Вместе с тем, если мы будем рассматривать концепцию коллективного разума объективно, как гипотезу, безо всей этом метафизики и эмоций, то увидим одну проблему.

Коллективный разум ограничен в своем развитии, и не способен на длительный исторический прогресс.

Проиллюстрируем.

История познания - это история смены парадигм. История смены методологии исследования, история смены знаковой системы науки и так далее. С точки зрения современной науки все, что касается теории флогистона - бессмысленный антинаучный бред. И для того, чтобы человечество двигалось дальше - необходимо изъять учебники с этим бредом, и вместо них выпустить новые - с окислительно-восстановительной теорией горения.

Коллективный разум, впитавший теорию флогистона, должен отринуть часть себя, уничтожить ее - и только тогда он сможет развиваться дальше.

Однако, если мы говорим о том, что в целях обновления и актуализации познания коллективный разум должен утрачивать информацию - тогда встает вопрос о том, что он перестает быть формой бессмертия. Как только в целях развития коллективный разум начинает уничтожать часть себя, так сразу подступает Тьма. Ибо у нас нет ни гарантий, ни представления о том, каким именно образом коллективный разум будет осуществлять этот процесс, что станет с прогнозируемым будущим, с управляемым развитием человечества и не закончится ли в результате все это той же самой Тьмой - и индивидуальной, и видовой - которая сподвигла нас на идею этого самого коллективного разума?

Смерть является непременным условием развития, и кто отрицает смерть, тот перестает жить и развиваться (если мы мыслим жизнь как развитие, а разум мыслит жизнь именно так).

Таким образом, преимущества коллективного разума над индивидуальным являются полностью иллюзорными, и продиктованы они эмоциональным и культурным фактором нашего страха перед Тьмой. Нам страшно, и мы таким образом "не боимся", только и всего...

Парадигма коллективизма, вытекающая из коммунистической идеологии, в совокупности с культурно обусловленным феноменом страха перед вечной Тьмой, в СССР сочетались незаконным, но вполне объяснимым браком. О том, что Вернадский был великим ученым (и он им был как геолог и минералог) мы знаем, и знаем, что он был репрессирован. И вот тут вот, со времен Хрущева, в СССР было принято рассуждать на тему того, что он-де изобрел Ноосферу, и ноосфера - это о-го-го!

Что это за о-го-го, и где посмотреть на это о-го-го - никто так и не знает до сих пор.

Концепция ноосферы как высшей формы коллективного мышления естественным образом появилась в советской фантастике, и в книге "Волны гасят ветер" мы уже встречаем концепцию "Монокосма" (в "меморандуме Бромберга"), причем ни читатель нашего времени, ни герой далекого коммунистического будущего, не задаются вопросом - что за херня тут написана почтенным профессором? Еще раз. В советской фантастике это был далеко не первый подобного рода концепт, и никакого противодействия у строгих советских идеологически надзорных органов он не вызвал... Передача мыслей на расстоянии, как бесприборным способом, так и с помощью приборов, до книги АБС была в фантастике описана кучу раз, и в некоторых случаях - как победное достижение советской науки. Миелофон в Гостье из будущего", качество синтетического пришельца в "Через тернии к звездам" и так далее... Да и я приводил вам пример научно-популярной книги "Биологическая радиосвязь"...

Пионеры и страшилки

Короче, чтобы вы поняли - вот этой вот метафизической хуйней, я имею в виду коллективный разум, в Советском Союзе занимались, и вполне серьезно...

Теперь мы завязываем с этой вселенской, точнее человеческой, глупостью, суммируя, что в СССР Акадения Наук занималась решением не научной, а метафизической проблемы "вечной жизни" и "коллективного разума", и эта проблема имеет глубочашие философские и культурологические корни, будучи характерной не только для коммунистической идеологии (каковая есть квинтэссенция модерна), но и для европейской культуры общества, пережившего Ренессанс, вообще.

Про эксперименты на детях в СССР. Прежде всего, эксперименты на людях были всегда. И везде. Вопрос заключается в границах этих экспериментов. Даже сегодня, мы помним по временам пандемии, набирались группы испытателей, на которых проверялись вакцины и лекарства. И в общем, пока что человечество не придумало ничего, способного заменить такое положение вещей. Сегодня все намного безопаснее (в физиологической области - в психологической нет), но все равно испытатели - часть нашего общества, и без этих людей прогресс во многих отраслях был бы невозможен в принципе.

Касательно экспериментов на детях. В СССР была Академия Педагогических наук. Она была создана Советской властью для создания системы воспитания коммунистических людей коммунистического будущего. Там работали очень серьезные люди - педагоги, психологи, врачи - которые и создавали новую систему образования и воспитания. Кому это кажется ужасным - поглядите на Запад, что там происходит сейчас. Такой вакханалии, как сегодня на Западе, в СССР все-таки не допускали. Были педагоги-новаторы, были исследования академические, были огромные программы по систематизации и обобщению опыта, но вот такого вот издевательства над детьми, как в странах Европы и Америки, там не было.

Если вас спросят, ставились ли эксперименты над детьми в СССР, смело отвечайте - да!

Все. Теперь переходим к интересному.

Детские страшилки - неотъемлемая часть любой детской культуры. Всегда и везде, у любого народа и в любой исторический период, существуют свои аналоги Бабая и Бабы Яги, Черной руки и так далее. В первые годы жизни воображаемые ужастики помогают воспитанию детей - еще раз, это нормально, это во всех народох такое. А затем нужно как-то детей от бабайки отучать... И тут начинается эпоха замещение одних детских страхов другими, и на смену бабаям приходят черные руки, затем кошмарики, в СССР доходило до стишков-садюшек.

Косточки в ряд, звездочки в ряд, трамвай переехал звено октябрят. Дети в подвале играли в больнички, зверски замучен сантехник Синичкин. Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет. И так далее. Причем актуально это примерно до подросткового возраста. Классе в седьмом-восьмом все это отрубает нафиг, воображаемые опасности сменяются вполне объективными трудностями. Однако в пионерском возрасте страшилки являются повсеместно распространенной формой детского фольклора, причем взрослые не только не противятся этому, но и сами порой принимают в этом участие, делясь своими страшными историями на ночь...

Кстати, это не только в СССР было - это всемирное явление, достаточно вспомнить современные проявления в виде "Боишься ли ты темноты?"...

В отличие от СССР, где тема ужастиков заканчивалась с подростковым возрастом, а затем из ужасов мы видели в основном плакаты по технике безопасности. на Западе жанр фильмов ужасов и хоррора популярен и среди лиц более старшего возраста. Сегодня каждый фильм, сделанный в США, в обязательном порядке включает элементы страха в той или иной форме.

Пионеры и страшилки

А теперь, со всем этим предисловием, мы с вами переходим наконец, к самому замечательному в рассматриваемой SCP-шке. К тому, почему она великолепна и совершенна.

В этой SCP-шке собраны все жуткие истории. И о ноосфере. и об экспериментах над детьми в попытках построить коллективное сознание в интересах наступления будущего коммунизма, и самое главное - это источник приключившегося кошмара.

Старшеклассники рассказали экспериментальной группе страшилку, и дети, участвующие в эксперименте, спродуцировали реальный кошмар, который всех и убил.

Таким образом, данная история - это рекурсивная страшилка, в которой страшная фабула возникает из страшной истории внутри самой истории.

И вот это вот весьма занятно и очень оригинально, лепо, мило и няшно!

Пионеры и страшилки

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет, друзья искусства! Сегодня я расскажу вам о проекте на рубеже икусства и юмора. Не знаю, послужат ли когда-нибудь мемы вдохновением для художников. Но уверен, что художники прошлого не подозревали, что их творения послужат вдохновением для современных мемов.  Когда ...
Чтобы немного прояснить позицию НВ, осмелюсь разместить эту статью. Статья написана, Кочевником, но как часть группы НВ, и человек принимавший непосредственное участие в исследованиях, я (Немо) согласен со всем ниже изложенным. Большой Переход - ...
Прилавки с книгами по домашней бухгалтерии не бросаются в глаза, но именно они - ключ к благополучию японской нации, которая в условиях финансового кризиса и постоянно ухудшающейся жизни умудряется жить не то что бы плохо, а местами даже очень хорошо. Мраморная говядина, дыня за 200 ...
Как бросить курить или кое- что о нашей медицине. Часть 3 Начало     Часть 1 - http://gidepark.ru/user/2123320121/content/1300428 Часть 2-   http://gidepark.ru/user/2123320121/content/1302416   Прежде чем продолжить повествование, чтобы не мучить  читателей, забредших сюда в надежде ...
1. Первое поколение, назовем их “родители”, родились бедными, но очень много работали и в итоге скопили начальный капитал, чтобы дать детям лучшую жизнь. Эдакие предприниматели, которые поднялись из низов с нуля, сделали себя сами. 2. Второе поколение, назовем их “дети”, уже родились в ...