Пионер Сыроежкин и робот Электроник с "вилочкой" в левом боку

топ 100 блогов vad_nes06.05.2024

Популярность всегда - лотерея, где выигрыш обычно не зарабатывается, а выпадает.

Поэтому справедливости в вопросах славы нет, и быть и не может.

Очень многие не просто хорошие, а великолепные советские детские писатели - вроде Льва Давыдычева или Юрия Коваля - добились известности, но не стали знаменитыми. А кое-кто, вроде воронежца Юрия Третьякова, даже и до "известного" не дотянул.

Есть, разумеется, и обратные примеры, когда обычные, добротные, но мало чем примечательные книги становились культовыми.

И наш сегодняшний герой - именно из таких. Знакомьтесь - Евгений Велтистов, создатель Электроника и Сыроежкина.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

О своем писательстве этот сказочник говорил так: «Я заходу к себе в кабинет, сажусь за свой стол, беру ручку, чистый лист бумаги и словно проваливаюсь в свой собственный мир, немного отдыхая от хлопот и забот реального».

Скорее всего, имелся в виду большой служебный кабинет с ковровой дорожкой, коммутатором, перекинутым на секретаршу в приемной и несколькими телефонными аппаратами на столе, причем один, так называемая "вертушка" - с гербом СССР на наборном диске.

Когда я в одной из предыдущих глав назвал автора "Королевства кривых зеркал" Виталия Губарева "номенклатурщиком", я, похоже, поторопился. Губарев был всего лишь успешным высокопоставленным журналистом.

А вот Евгений Велтистов был настоящим чиновником, из власти предержащих, причем чиновником на высокой должности.

На пике карьеры он занимал должность заведующего отделом Центрального Комитета КПСС и курировал Центральное телевидение СССР.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Причем это не мешало ему быть неплохим сказочником.

Кстати, среди высокопоставленных партийных работников талантливые писатели вовсе не были такой уж редкостью.

Нет, я не про автора знаменитой трилогии "Малая земля" - "Целина" - "Возрождение".

Я про настоящих писателей. К примеру, Георгий Хосроевич Шахназаров, отец известного кинорежиссера Карена Шахназарова, летал еще выше Велтистова - он был помощником по международным делам Генерального секретаря ЦК КПСС (а позже - советником Президента СССР).

И одновременно с этим - весьма даровитым писателем-фантастом, издававшимся под псевдонимом Георгий Шах. Его чудесный рассказ "И деревья, как всадники..." я в деталях помню до сих пор, спустя много десятилетий.

Впрочем, с Виталием Губаревым Евгения Велтистова роднила не только принадлежность к элите, но и профессия.

Его дед сделал завидную карьеру в полиции Российской империи - из обычного околоточного надзирателя Московской городской полиции дослужился до надворного советника. Двое дядей погибли в Гражданскую, сражаясь в Белой армии. Отец - военный инженер - встал на сторону красных и единственный из семьи выжил.

Юный гражданин Страны Советов Женя Велтистов пошел в школу в 1942 году и в детстве мечтал стать продавцом книг - чтобы все прочесть.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Но в итоге закончил журфак МГУ и после его окончания в 1956 году работал в газете «Пионерская правда» и в журнале «Огонек».

В 1960-м у 26-летнего репортера вышла первая книжка "Приключения на дне моря" - о молодом журналисте, приехавшим на строительство Братской ГЭС с тремя пионерами, которых звали Непейвода, Молекула и Пли.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

А еще через четыре года, в 1964 году, к собственному 30-летию он выпустил свою главную книгу "Электроник - мальчик из чемодана", где впервые появились московский школьник Сергей Сыроежкин и неотличимый от него робот по имени Электроник, питающийся током из розетки.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Конечно же, в сознании абсолютного большинства людей эти два героя намертво привязаны к телевизионному фильму 1980 года - и совершенно зря.

Книга и фильм принадлежат к разным эпохам - достаточно вспомнить, что только через два года после выхода книги в семье будущего руководителя Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок Юрия Владимировича Торсуева появятся на свет близнецы Юра и Володя, будущие экранные Сыроежкин и Электроник.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Фильм Бромберга - это поздний Брежнев, олимпиада в Москве, кассетные магнитофоны и группа "Бони М".

А книга Велтистова - это Хрущев, полет Гагарина, "физики и лирики" и "нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!".

Действие книги где-то там, при коммунизме, и происходит - в мире, где Москва застроена небоскребами с садами на крышах, где в квартирах - панели с кнопками, генерирующими запахи и плоские экраны телевизоров, где над домами снуют воздушные такси, пионер Сергей Сыроежкин учится в школе для юных кибернетиков, а профессор Громов звонит дежурному милиции с просьбой "срочно разыскать в городе мальчика тринадцати лет по имени Электроник" по видеотелефону.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

И основной пафос книги - это пафос грядущего торжества науки с яблонями на Марсе. Это было такое время. Время, когда буквально через несколько лет после "бип-бип" спутника Гагарин сказал: "Поехали!". И люди искренне ждали, что завтра - на Луну, послезавтра - коммунизм, а дети полетят к звездам.

Несмотря на то, что по образованию Евгений Велтистов был чистой воды гуманитарий, он, как любой хороший журналист, умел копать информацию. И неплохо разбирался во всех "горячих" темах того времени - ядерная физика, космические исследования, кибернетика, электроника и робототехника.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

В его книгах очень велика научно-популярная составляющая, сегодняшние родители даже считают, что математики и физики могло бы быть и поменьше. Так или иначе, но именно из книг этого гуманитария я еще школьником узнал значение слова "коллинеарность".

Шли годы. Евгений Велтистов сменил журналистскую карьеру на партийную, но прежних увлечений не забыл, как не забывал и удивительных людей, с которыми его сводила судьба - от Сергея Королева до Сергея Капицы.

Последний, кстати, назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – "сказкой, спроецированной в электронный век".

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Партийная карьера Велтистова развивалась успешно, и далеко не все подчиненные этого огромного человека (два метра два сантиметра роста) в неизменных роговых очках и с репутацией скрытного, въедливого и весьма жесткого чиновника знали, что в свободное время он пишет сказки.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

А он писал. Писал, не останавливаясь.

1967 год — фантастическая повесть «Глоток солнца», 1970 г. — повесть-сказка «Гум-Гам», 1971 г. — продолжение приключений Электроника, повесть-фантазия «Рэсси — неуловимый друг»,

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

В 1975 году выходит третья книга про Электроника «Победитель невозможного», в 1976 - повесть-сказка "Миллион и один день каникул"...

И все-таки...

И все-таки что-то менялось.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Нет, популяризации науки в книгах Евгения Велтистова меньше не становилось, ее становилось больше, в «Победителе невозможного» кроме науч-попа уже мало что есть.

Но вот эта устремленность в будущее, задор, убежденность и блеск в глазах...

Они как-то гасли.

Не только у Велтистова - у всех советских людей. Искреннее восхищение 60-х "До чего дошел прогресс!" сменялось пониманием, что не все так просто, и за любой прорыв придется чем-то платить.

И в этой связи интересна совсем детская повесть-сказка Евгения Велтистова "Гум-Гам", где обычный советский дошкольник Максим встретился с мальчиком с другой планеты по имени Гум-Гам.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

На его планете любой может творить чудеса с помощью загадочного устройства АВТУК (Автоматический универсальный конструктор). Достаточно откусить кусочек лунада и любое желание исполнится. Главное - не задавать вопросов: «Почему?», «Зачем?» и «Как?».

И вскоре земные дети поняли, почему на родине Гум-Гама, в СТРАНЕ БЕЗ ПОЧЕМУ, люди такие скучные и неинтересные, а дети перестали расти. Оказалось, Гум-Гам уже много лет не взрослеет - незачем, все и так есть.

Это сейчас понятно, что детская сказка обернулась пророчеством, а тогда...

Тогда, в конце 1970-х Евгений Велтистов начал работать над сценарием многосерийного телевизионного фильма по мотивам собственных книг "Электроник - мальчик из чемодана" и "Рэсси - неуловимый друг".

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

И главным маркером меняющегося мира стало не то, что вошло в фильм "Приключения Электроника", а то, что в него не попало.

В киноверсии из книг Велтистова пропали две вещи.

Во-первых, из них убрали будущее - время действия было перенесено в настоящее.

Во-вторых, исчезла популяризация науки - ей на смену пришли приключения, гонки на мотоциклах, Ури - парень, который может все и главарь мафиози Стамп, озабоченный поисками кнопки.

Пионер Сыроежкин и робот Электроник с вилочкой в левом боку

Впрочем, фильм, ставший культурным феноменом, заслуживает отдельной главы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пятое сословие В "Кратком курсе" Л. Д. Троцкому наряду с черными злодействами вменялась и невинное домогательство благосклонности -- "Троцкий льстиво называл молодежь "барометром партии". Между тем не надо быть князем тьмы, чтобы в стремлении ...
После без благодатнейшего слива Россией Ливии нашим политикам, видимо, стало предельно ясно, что дальше так жить нельзя. Хоть страны на Ближнем Востоке в большинстве своем и не слишком богатые, и не очень влиятельные, но их территория - это буфер, который пока что рассеивает агрессию ...
Метаморфозы риторики Россия – Родина удивительных метаморфоз. Риторические вопросы в России превращаются в вопросы конкретные. А вопросы конкретные – в риторические вопросы.Читать полностью на ...
Наверное, у каждого было по парочке подобных историй. Особенно когда мелодия на будильнике и звонке стоит одна и та же. В общем, я поставил будильник на телефоне с мелодией такой же как на звонке и довольный лёг спать. Утром телефон резко разрывается, во сне  понимаю это звонок. ...
Художник Aurika is a Lithuanian artist who has presently settled down her studio in Vilnius Her education is based on knowledge and experience aquired in Vilnius Art Academy. Aurika's artwork has been exhibited in Vilnius, Kaunas, Utena as well as Amsterdam and Chicago. Various paintings form a part of private collections all over the world. Angels Secrets Не сердись, мой Ангел Божий, Если правда ...