Пылкая и свободная француженка с армянскими генами
elika — 22.03.2024
Её не спутаешь ни с одной другой актрисой. У неё яркая,
уникальная внешность, она не позволяет никаким модным тенденциям
диктовать ей свои правила, скорее, наоборот: сама несёт вдохновение
ведущим кутюрье и женщинам всего мира. Она ассоциируется с
роскошью, и даже от её фото как будто исходит аромат дорогих
французских духов, а проходящие годы лишь усиливают это
впечатление. Кстати, на экране впервые она появилась лишь в
двадцать семь (что, в общем-то, считается достаточно поздним
возрастом для кинодебюта). И это всё — прекрасная Фанни
Ардан, которая отмечает сегодня 75-летний
юбилей.

Интересно,
что светская жизнь с её публичными выступлениями и мероприятиями
совсем не входит в перечень интересов Ардан. Скорее уж в этом
перечне можно найти чтение: однажды актриса призналась, что
прочитала практически всю русскую классику, а «Анну Каренину» ценит
гораздо выше, чем «Мадам Бовари». А быть актрисой для Фанни Ардан –
великий дар,
«ведь в каждом новом фильме есть возможность
сотворить новый маленький мир». Ну, а поскольку на протяжении
последних лет Ардан выступает не только перед камерой, но и за ней,
работая над собственными фильмами в качестве режиссёра, то можно
сказать, что роль создателя новых миров стала основной в её
жизни.

←
Детство Фанни Ардан, по её собственному признанию, было очень
счастливым: она родилась 22 марта 1949 года во французском городе
Сомюр в обеспеченной семье офицера Жана Ардана. Среди близких
знакомых отца значился сам принц Монако Ренье, и юные годы Фанни и
четырёх её братьев и сестёр прошли в Монако, где отец служил в
княжеском дворце. Но живя в родительском доме абсолютно беззаботно
и практически не зная отказа ни в чём, юная Фании стала добиваться
материальной независимости. Все годы учёбы
(а будущая кинозвезда
окончила университет Экс-ан-Прованса, получив образование в сфере
международных отношений) она подрабатывала, переменив массу
профессий — от горничной до служащей в адвокатской конторе.
Получение диплома университета и перспектива блестящей
дипломатической карьеры не поколебали её намерений: ещё студенткой
она посещала актёрские курсы Жана Перимона и в 20 лет начала
театральную карьеру.
«Работа в театре не принесла мне
популярности, — вспоминала Ардан. —
Зато я прошла такую
школу, что могла сыграть любого персонажа — и трагического, и
комедийного».

Параллельно
она играла и в телефильмах, один из которых послужил вдохновением
для режиссёра Франсуа Трюффо. В 1979 году, накануне Рождества, по
ТВ показывали сериал-мелодраму «Женщины на берегу». Случайно
оказавшийся у экрана Франсуа Трюффо был потрясён внешностью и игрой
неизвестной актрисы. Один звонок — и он узнал её имя. Затем
последовало приглашение посетить его дом. Они стали встречаться,
часто ужинали вместе и размышляли о будущем фильме, главная роль в
котором, конечно же, предназначалась Фанни. 31 января 1981 года на
банкете, посвящённом вручению десяти «Сезаров» фильму «Последнее
метро», Фанни Ардан присоединилась к Трюффо, который, в свою
очередь, сидел за одним столиком с Жераром Депардье. Увидев актёров
вместе, режиссёр окончательно решил сделать их персонажей
любовниками в своём фильме «Соседка» — драме о прерванной и
возобновлённой страсти. В основу картины была положена любовная
драма, которую Трюффо сам пережил с Катрин Денёв*.
* Вы не смотрели этот потрясающий фильм? Его очень любила моя мама, его
очень люблю я. От души рекомендую всем поклонникам мудрого и
сильного кино. — прим. Элики.
За «Соседкой» последовали предложения и других именитых европейских
режиссёров, а среди партнёров Ардан были Ален Делон, Жан-Луи
Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Микеле Плачидо. Узнали об Ардан и
за океаном – в 1995 году вышел фильм Сидни Поллака «Сабрина». В
1997-м Фанни Ардан наконец получила премию «Сезар», награда
досталась ей за роль в фильме «Вечерний прикид». Всего в списке
киноработ актрисы – более шестидесяти фильмов, они разные по
жанрам, включают и комедийные роли, которые удаются Ардан особенно
хорошо. В 2002 году, например, зрители с восторгом встретили
«Восемь женщин» Франсуа Озона, фильм, получивший «Серебряного
медведя» на Берлинском фестивале за лучший актёрский ансамбль. А в
следующем году Ардан снялась у Франко Дзефирелли в фильме «Каллас
навсегда» –– об одиночестве и ушедшей славе некогда великой
певицы.

Кстати,
Франко Дзеффирелли был знаменит в том числе и своими оперными
постановками, включая «Тоску» в Ковент-Гардене с участием самой
Марии Каллас. А увидев Фанни Ардан, он понял, что только она может
сыграть в его фильме великую певицу. В одном из интервью Фанни
Ардан рассказала, чем её заинтересовал характер этой знаменитой
женщины:
«Она
никогда не опускала руки и всегда превыше всего ценила своё
искусство. Мария Каллас даёт надежду многим людям, причём не только
творческим. Ещё в 14 лет она сказала себе, что станет великой дивой
оперной сцены, –– и стала ею. А самой большой трагедией была не
потеря любви Онассиса и не разбитое сердце, а то, что она утратила
свой голос. Для меня она –– идеал! Именно она дала мне силы и кураж
её сыграть. Каждый раз, когда у меня возникают проблемы, образ
Марии мне подсказывает: "Не отступай, иди дальше!"...»
С некоторых пор актриса Фанни Ардан стала и режиссёром Фанни Ардан.
По её словам, она лишь записывала истории, которые порой
превращались в сценарии, и вот одна из историй получила однажды
воплощение в режиссёрском дебюте Ардан – драме
«Прах
и кровь» (2009). Она снимает и короткометражные фильмы – в том
числе по той причине, что совершенно не умеет просить деньги на
реализацию своих проектов, из-за этого бюджет оказывается весьма
скромным, а
«актёры и техническая группа стараются максимально
хорошо делать свою работу».

А
ещё не так давно стало известно, что в жилах Фанни Ардан течёт и
армянская кровь: актриса сама призналась, что её бабушка родила
детей в неофициальной браке с армянином. Может быть, эти гены –
причина того, что Фанни Ардан – натура страстная, в чём-то
противоречивая
(или, во всяком случае, любящая
противоречия), увлечённая своей жизнью и своим делом. Истинная
француженка не имеет возраста, а Фанни Ардан, конечно же, именно
такая. В её доме всегда играет музыка – даже если это номер отеля,
снятый во время поездки. А на её лице почти всегда улыбка –
одновременно и открытая, и завораживающая, и оставляющая каждому,
кому она адресована, возможность разгадать её самостоятельно...