Пикалёво

топ 100 блогов nord_ursus24.02.2018 Маленький промышленный город Пикалёво — это один из самых отдалённых городов Ленинградской области. От Петербурга досюда 250 километров, или четыре часа на автобусе. До этой поездки я не бывал на юго-востоке области дальше Тихвина, хотя проезжал через эти места (в том числе и через Пикалёво) большое количество раз. Пикалёво — город довольно молодой, советский, живёт в нём 20 тысяч человек. Он входит в состав Бокситогорского района (при этом райцентр — Бокситогорск, меньше его по населению) Это был первый пункт короткого зимнего путешествия на юго-восток области. Посмотрим подробнее, что Пикалёво собой представляет.

Пикалёво

Поездка началась на петербургском автовокзале, где я в девять часов утра сел на автобус до Пикалёво. Как ни странно, большинство пассажиров вышло в Тихвине, ещё некоторые — в деревнях по пути, и в итоге до конечного пункта очень мало кто ехал. Погода была солнечная, с лёгким морозцем (около -12 градусов). До Пикалёво я добрался уже после часа дня. На маленькой автостанции, уже знакомой мне по поездке на автобусе из Устюжны два года назад, подкрепился в буфете и пошёл смотреть город.

2. Что известно нам о Пикалёво? Прежде всего, что это промышленный город, порождённый заводами. А значит, доминируют в пейзаже города трубы, выпускающие клубы дыма, особенно густые и от того красивые в холодную зимнюю погоду. В самом начале прогулки по городу я ощущал в воздухе слабый запах цемента. И это не просто так: в Пикалёво два завода — глинозёмный и цементный, и они связаны одной производственной цепочкой.

Пикалёво

Бокситогорский район — это, в основном, лесистые и болотистые места, больше похожие уже на соседнюю Вологодскую область, чем на окрестности Петербурга. Но есть здесь и открытые в XX веке месторождения полезных ископаемых — известняка, глины и бокситов, породившие небольшую промышленную агломерацию, которая состоит из двух городов — Пикалёво и соседнего Бокситогорска. Вообще-то Пикалёво известно ещё с 1620 года под названием "пустошь Пикалёва", на месте которой затем появилась деревня, а в 1906 году и станция с посёлком на железной дороге Петербург - Вологда - Вятка. Наконец, в 1935 году в окрестностях стали добывать глину и известняк, началось строительство сначала цементного завода (пущен в 1941 году), а после войны и глинозёмного (пущен в 1959 году). В 1954 году Пикалёво получило статус города.

3. Улица Строительная. Такой типичный пикалёвский вид. В старой части город застроен в основном типовыми сталинками.

Пикалёво

4. Город достаточно тихий и уютный. Хоть это и Ленинградская область, но, повторюсь, от Питера далеко, и ощущается уже вполне как провинция. А ещё — много снега. На календаре было 31 января. Прошло уже больше половины зимы, и здесь, в отличие от Питера и запада области, снег как выпал в ноябре, так и не таял. Климат на востоке области отличается — тут зимой всегда холоднее.

Пикалёво

5. Дворы. Вперемешку со старыми двухэтажками первых послевоенных лет, встречаются новые дома, возведённые для расселения ветхого жилья.

Пикалёво

6.

Пикалёво

7. Расселённые старые дома подчас так и стоят заброшенными, создавая мрачноватую картину. Но, может быть, скоро их снесут.

Пикалёво

8. А вон и цементный завод впереди. Густые клубы его дыма пытаются рисовать облака на ясном небе.

Пикалёво

9. Здесь же, рядом — Крестовоздвиженская церковь, переделанная в 1998 году из фойе кинотеатра. Случай нередкий для промышленных городов, но внешний вид этой церкви даже с учётом этого очень необычен.

Пикалёво

10. Ещё новые дома, заменяющие собой ветхое жильё. Кстати, как ни странно, деревянных барачных домов я в Пикалёво не видел вообще.

Пикалёво

11. Ближе к главной улице атмосфера становится более оживлённой. Люди идут в магазины, школьники возвращаются с уроков, попутно играя в снежки.

Пикалёво

12. Улица Советская — главная в Пикалёво. Именно это и есть парадная часть города и его исторический центр — типичный соцгород. Эти дома, возможно, построены ещё до присвоения Пикалёво статуса города.

Пикалёво

13. Вид в сторону главной площади. Но туда пойдём чуть позже. Прежде я решил сходить в конец Советской улицы — ближе к заводам.

Пикалёво

14. А вот эта металлическая надпись на стенде — судя по шрифту, годов так 1960-х. Тоже довольно интересный исторический артефакт.

Пикалёво

15. На интересные и порой неожиданные детали иногда натыкаешься случайно. Вот, например, вроде, просто жилой дом на улице Советской.

Пикалёво

16. А оказалось вот что! Эти места в войну были прифронтовыми — до Пикалёво немецкие войска осенью 1941 года не дошли, хотя успели на месяц оккупировать Тихвин. Однако, авианалёты и бомбёжки были и здесь.

Пикалёво

17. Напротив — симпатичный дом детского творчества (изначально, возможно, школа или дворец пионеров).

Пикалёво

18. Конец улицы Советской. В деревянном доме слева находится краеведческий музей (не посещал).

Пикалёво

19. По правую руку от улицы — небольшой сквер:

Пикалёво

20. А за ним находится промзона. Парадное её здание — управление глинозёмного завода, построенное, как и сам завод, в 1950-е годы. У центральной проходной стояло множество машин.

Пикалёво

За городом, в ближних окрестностях, находятся карьеры, где добывают известняк и глину, служащие сырьём для производства. Но там я не был, и не уверен, что карьеры можно просто так посмотреть со стороны.

21. Это тоже глинозёмный завод. К цементному я не ходил, ограничившись взглядом издалека на его трубы.

Пикалёво

Два завода частично связаны производственной цепочкой — отходы производства глинозёма поставляются как сырьё на цементный завод. Но в постсоветские годы объёмы производства упали, и в 2009 году Пикалёво прославилось на всю страну из-за произошедшего здесь кризиса промышленности. Тогда оба завода были остановлены из-за убыточности, что привело к увольнению огромного количества работников и настоящему социальному взрыву с массовыми митингами и перекрытием трассы Петербург - Вологда местными жителями. В Пикалёво тогда лично приехал Владимир Путин (на тот момент — премьер-министр), дав указание возобновить работу предприятий на новых условиях и выплатить людям задолженности по зарплате. Эта история сильно повлияла на формирование в России законодательства о моногородах, где обозначается социальная ответственность градообразующих предприятий.

22. Обелиск рядом с заводом. Посвящён, видимо, трудовой славе предприятия.

Пикалёво

23. Возвращаемся назад, в жилую часть города.

Пикалёво

24. Школьная улица, параллельная Советской. Выглядит она скромнее, и застройка более поздняя.

Пикалёво

25.

Пикалёво

26. Снег, зимнее солнце, голубое небо, и дым от заводов. Такой вот пикалёвский пейзаж.

Пикалёво

27. Справа видно типовое здание городской бани, которое ныне занимает вездесущая "Пятёрочка".

Пикалёво

28. И снова главная Советская улица. Сталинские дома образуют небольшой ансамбль.

Пикалёво

29. Напротив — пожарная часть:

Пикалёво

30. Выглядит достаточно симпатично. Хотя аляповатые вывески немного портят фасады.

Пикалёво

31.

Пикалёво

32. Выходим на площадь Комсомола — главную площадь города. Выглядит она для такого маленького города (напомню, 20 тысяч жителей) довольно солидно и интересно.

Пикалёво

33. Доминанта площади — красивый дом с портиком, построенный в 1957 году. И тут опять "Пятёрочка".

Пикалёво

34. Напротив него — типовой дом культуры и заснеженный бюст Ленина.

Пикалёво

35. По бокам площади — вот такие дома, тоже необычно большие по тем временам для города такого размера. Возможно, это дома для начальства заводов.

Пикалёво

36. Как водится, главная площадь и является в городе самым оживлённым и людным местом.

Пикалёво

37.

Пикалёво

38. Дальше сталинская архитектура заканчивается, сменяясь серым кирпичом и бетоном.

Пикалёво

39. Нашлась и одна новостройка. Судя по этажности, эта уже не социальная.

Пикалёво

Устройство города довольно простое. Пикалёво можно условно разделить на старую часть (соцгород) и немного обособленную от него новую (многоэтажные микрорайоны, построенные в позднесоветские годы). По площади новая часть заметно меньше старой, но более многоэтажная, и по населению они, наверное, примерно равны.

40. Вид на микрорайоны. В этом месте становится видно, что в Пикалёво есть и девятиэтажные дома.

Пикалёво

41. Пикалёвские микрорайоны застроены, в основном, типовыми домами ленинградских серий. И строились они в 1980-е годы.

Пикалёво

Пара слов о транспортной доступности города извне. Я, как уже сказано, приехал в Пикалёво на автобусе из Питера. И добраться сюда этим видом транспорта труда не составляет. Сложнее дело обстоит с железной дорогой. Речь даже не о том, что электричек в этой части Ленинградской области (восточнее Волхова) очень мало, а о том, что железная дорога в Пикалёво проходит через город (пусть и по краю, и в основном за заводами, но достаточно близко к жилым районам), но при этом вокзал находится далеко за городом, аж в семи километрах западнее. В итоге, проезжая Пикалёво на поезде, можно видеть такую картину: поезд останавливается на станции Пикалёво-1 в маленьком посёлке, потом отправляется, оставляя посёлок позади, и только после этого, через несколько минут, за окнами поезда мелькает город (в такой последовательности — если ехать со стороны Питера). То есть, вокзал в Пикалёво вроде и есть, а вроде и нет, и популярности железнодорожному транспорту среди местных жителей это, конечно, не добавляет. А ведь из Пикалёво прямыми поездами можно уехать даже в Сибирь.

42. Новая часть Пикалёво находится на возвышенном месте. Из-за этого, и из-за широких пространств между домами здесь свободно гуляет холодный ветер.

Пикалёво

43. И тут своя жизнь идёт...

Пикалёво

44. Увидел снегиря на дереве. Но запечатлеть его было непросто — всё время скакал с ветки на ветку.

Пикалёво

45. Солнце опускается. Наступает последний вечер января.

Пикалёво

46.

Пикалёво

47. Отсюда не менее интересный вид на три трубы цементного завода.

Пикалёво

48. Улица Металлургов — главная в новой части города. Вдалеке уже виден лес, который почти вплотную окружает город со всех сторон. С юго-востока к Пикалёво примыкают дачные садоводства, которые я видел только издалека.

Пикалёво

На этом, в общем-то, и всё о Пикалёво. Сделав круг, я завершил осмотр города и вернулся на автостанцию, откуда мне предстояло ехать в Бокситогорск — второй город этой промышленной "глинозёмной агломерации", он же районный центр (который, при этом, меньше Пикалёво). По дороге до Бокситогорска всего 30 километров, и автобусы ходят часто. Поскольку уже настал вечер, и начинало темнеть, я оставил осмотр города на второй день, переночевав в Бокситогорске в гостинице, а вечер посвятив отдыху и короткой вечерней прогулке. Так что следующий рассказ будет именно про Бокситогорск.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
— …Ой, да мы вообще люди не суеверные! – рассказывает двадцатипятилетняя Луиза. – Я никаких примет в жизни не соблюдала, ни сама, ни с ребенком. Беременная была – и стриглась, и красилась, и пинетки вязала малышке… Что там еще нельзя? А, вот – фотографироваться! Я фотографировалась с ...
Вот такой получился подарочек... ...
Хорошенько подумайте какие фото вывешивать в соц сетях и что там писать Получил 16 резюме - пятерым даже звонить не стал, посмотрев их профайлы вконтактике и ...
Пробую сделать вяленые помидоры. Что привлекает? Из ведра получится две три маленьких баночки. Первая неприятность: в кулацком хозяйстве не оказалось пакетика прованских трав — ...
На днях я писала о своей беде со смартфоном . В общем, аппарат окончательно умер, заодно скончалась и одна симка. Хуже всего то, что в так любимом многими владельцами смартфонов гугле, тоже оказались зияющие дыры в хранении информации: многое приходится воcстанавливать буквально ...