пейзаж после битвы

Февраль 1956 года, в Москве проходит XX съезд КПСС. Надо, заметьте, отфильтровывать сам съезд и "секретный доклад" Хрущева, который формально состоялся за рамками съезда Партии.
Но уже на самом съезде были антисталинские "звоночки" - в выступлении Микояна прежде всего.
"Принцип коллективного руководства является элементарным для пролетарской партии, для партии ленинского типа, однако приходится подчеркивать эту старую истину потому, что в течение примерно 20 лет у нас не было коллективного руководства, процветал культ личности, осужденный еще Марксом, а затем и Лениным, и это, конечно, не могло не оказать крайне отрицательного влияния на положение в партии и на ее деятельность."
Было еще несколько выступлений, где еще более туманно и между строк, но толсто намекалось.
Фамилия Сталин не называлась, но все все понимали.
До такой степени, что в Венгрии местные коммунисты даже побоялись печатать.
Ну а потом "секретный доклад", явно нашими и слитый.
Ладно, праздник у буржуев начался: оказался ваш хвалёный СССР не раем для рабочих и крестьян, а Сталин не отцом родным, а.
Социал-демократы по всему миру тоже торжествовали: вот, коммунисты, мы же всегда говорили.
А уж когда Венгрия случилась, то и подавно.
В конце 1956 года Социнтерн принимает патетическую декларацию, в которой заявляет:
«Мы подтверждаем, что без свободы не может быть социализма. Социализм может быть достигнут только через демократию. Демократия может быть полностью осуществлена только через социализм. И только демократический социализм открывает трудящимся всего мира самый надежный путь к их освобождению и открывает народам всего мира путь к достижению лучшего общества».
Звучит красиво, конечно.
Только аккурат через три года крупнейшая в Европе социал-демократическая партия Германии (ФРГ) принимает Годсбергскую программу, в которой полностью отказывается от марксизма, от идеи построения социализма как цели, и даже от того, что социал-демократия является партией трудящихся.
После начинается длинный и позорный путь, в которой эсдеки стали тем, чем они стали - партией Шрёдера и Блера, то есть неолибералиами еще покруче Рейгана и Тэтчер, потом местами и полностью сошли на нет - как во Франции и Италии.
В общем, как я всегда говорю, как только к слову "социализм" начинают приделывать дополнительные определения: реальный, развитой, демократический, с человеческим лицом и так далее - жди неприятностей.
|
</> |