петухив вам в ленту, или умирание стиля

топ 100 блогов mmekourdukova27.01.2022 Ничего, что я всё про декаданс да про декаданс?

Просто докупила на Блохе мустьерских тарелок с петухами, недостающих звеньев в шкалу стилистического упадка.
Некоторых петухов я уже давала показывала, переношу их сюда, чтобы всё выстроилось.

Этот - самый древний крепкий олд-скульный. Тарелка грубого фаянса,  толстая пельменеобразная глазурь с раковинками и пузырьками, красочки небогатые, а вот сам петух вполне хорош и по композиции, и по каллиграфическому замыслу, и по его, замысла, исполнению. Он лаконичен, динамичен, выразителен, всякое движение кисти либо собою одним уже изображает нечто (перо, бедро, голень, заборный столб...), либо участвует - необходимой и достаточной ступенью - в разумной и логичной шкале объёма.

петухив вам в ленту, или умирание стиля

Этому петуху лет сто двадцать, не меньше. А теперь посмотрим, как он шаг за шагом провёл бурное двадцатое столетие.

2
Тут сохранилось ещё много хорошего. Безупречная каллиграфия кругового венчика и позёма с огородом, хорош хвост, прекрасен гребень.
Но сам петух отъехал вправо и сделался тяжёл как тапир. Он лишился изящества сочленений и анатомической достоверности, его крыло мертво и жопа провисла. Тело его и голова заполнены красочкою как попало, "закрашены", в них нет более определенных, чётких движений кисти, каждое из которых лепило объём и подчёркивало осевые линии тела, а есть только мелкое нечленораздельное и случайное мызганье. Клюв выломан, глаз превратился в белый полумесяц.

петухив вам в ленту, или умирание стиля


3
Эта - чуть новее. Появились два новых цвета, жёлтый и вохра.
Петух благополучненький, кругловательний такой, да и все элементы несколько однообразно закруглявились, бонжур мсьё дьябль де фестон. Обратим внимание на осевший глаз - он, хотя и аккуратненький, стал страшен, и пропала та волшебная круглая петушиность, что была на первой тарелочке, глаз стал как у иконных бесов или как у Маркашагалла.
Хороша здесь только трава, хороша и ритмически, и в плане реализма.
А зато исчез венчик, вместо него три пары жирных тяжёлых типа вишен, совершенно разрушающих структуру тарелки, в которой восемь рёбер жёсткости! и конкурирующих по весу с самим Петухом.

петухив вам в ленту, или умирание стиля


4
Тарелочка ещё новее. Фаянс тоньше и прочнее, он не нуждается уже в рёбрах жёсткости, тарелка стала гладкой, и глазурь тоже легла ровнее.
Но каллиграфия поползлась.
Сравните с №№1 и 2 наружный венчик - соплеватый, вяловатый, без души. Иные двухлепестковые эти дужки получились точными и динамичными, а иные - совсем не удались, два мазка не слились в упругий лепесток.

А самый петух? Хо-хо, сколько там того петуха осталось. Произошла редукция сложных изобразительных элементов в пользу простых. Собрать в орнамент цветуёчки проще, чем птицу. Орнамент уравновешен и держится до кучи, да, - но это потому, что он упростился по иконографии, и главнейшие элементы в нём теперь - розочки, а Петух отодвинут, уменьшен, упрощён до состояния "тоже цветка". Он уже весь убит, изуродован и изломан как петух, у него грязное мёртвое тельце с прилипшим к нему грязным мёртвым крылом, но в составе букетика он ещё может сойти за какую-то недорозочку.
Цветы тоже упростились до фронтальных примитивных внепространственных схем - но даже и эти схемы не доведены до графического совершенства. Я бы сказала, что хитрый автор позволяет себе сидеть сразу на двух стульях -  1) не париться со сложными схемами и  2) быть неточным - как бы по праву прежней, более реалистической стилистики более сложных схем.

В точности по Леониду Успенскому - сходство с натурой нам, эйконописцам, больше не нужно, а шлифовать каллиграфию, текстуру и формальную композицию будетпушкин, кто сказал, что она должна быть точной? .

петухив вам в ленту, или умирание стиля

5.
Тут восстановлены рёбра жёсткости, но чисто в декоративных целях. И появился синий цвет, т.е. палитра расширилась вдвое по сравнению с первоначальной. А расширение палитры, бр. и сестры, есть фактор, благоприятствующий расслабону. Предметы и значимые их части, которые в прежние времена ты должен был отделять один от другого посредством только тона и текстуры, теперь можно тупо закрасить другим цветом. Порядочным людям это, конечно, не повод для больше не следить за тоном и текстурой, но где ж они, те порядочные?

Травный веночек сменился вот этим, тупым, из повторяющихся прямых мазочков. Думать головою, как при распределении травки, здесь не нужно, руку набил и валяй. Каллиграфия петуха выглядит регулярной - но как же обайстрючилась она по отношению к старейшему оригиналу, как последовательно устранены из петушиного паттерна все графические формулы, где легко можно сделать ошибку в пропорциях, в толщине мазка, в определении угла и кривизны линии!

А зато национальный драпо триколор, ага. И подпись автора.

петухив вам в ленту, или умирание стиля

6.
Ну и шестой уровень, последнее дно.
Веночек сделался отвязно, беспредельно разухабистым и содержит в себе весь спектр композиционных и каллиграфических ошибок, грехов и гадостей. От исходника в нём, в веночке, осталась только иконография, это по-прежнему зигзагообразно чередующиеся изгибом наружу и внутрь веточки из листка-доминанты и одно-двух вспомогательных. Но правильный дух (который про гармонию, иерархию, динамическое равновесие и жизнь)  с этой канонической иконографией уже не связан. Бывает, чо.
Петух! на первый взгляд он даа, он всё или почти всё потерял по части формальной композиции, т.е. каллиграфии, ритма, текстуры. Но он зато и много приобрёл по части реализма, да? Художнег уже не может бить чечётку красивых линий на красивых расстояниях, но зато ведь он умеет рисовать похожих петухов, да, Гена? Пусть не по средневековым правилам, но зато это как бы академический реализм, да?
Нет.
Петух на этой тарелочке не нарисован.
Он отштампован. Грубым резиновым штампом чорной красочкой. Т.е. всё произведение народного искусства окончательно превратилось в суррогат для лохов, где всё "от руки" заключается в инфернальной пачкотне вокруг и поверх механической штамповки.

петухив вам в ленту, или умирание стиля

Вот так и с любым стилем, бр.и сёстры.
Кто в погоне за быстрой и дешёвой изобразительностью уйдёт от красоты ритма, от красоты абстрактной композиции, от дисциплины и правила, кто от них уйдёт или (тем более) даже не даст себе труда им обучиться, тот неизбежно скурвится и сдохнет. Петухов там он красит или не петухов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня буду есть блины,Греметь на кухоньке посудою,А вы меня простить ...
Электрозаводская» — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Глубина залегания составляет 17,2 метра. Единственный (северный) наземный вестибюль станции с выходом на Гольяновский проезд и к станции МЦД Электрозаводская расположен на месте Молодёжного ...
Я конечно не могу не радоваться тому, что Беларусь стала вдруг так популярна среди ТОПовых блогеров ЖЖ. Прям поломничество какое- то наблюдаю в последнее время. Целая плеяда известных мастеров пера, среди которых sergeydolya kiss_my_abs dimabalakirev macos ...
Расчеты являются предварительными и включают в себя затраты на командировочные и перевозку личного состава. Плановые затраты, в том числе на питание и повседневную деятельность военных, задействованных в тушении пожаров, в расчетах не ...
Вчера, 20.07 мы с любимой поженились. :-) Как раз подготовка к этому событию и ремонт в квартире были причиной того, что я в жж был меньше в последние недели. А сегодня мы улетаем отдыхать на море, вернемся через неделю. Доброе утро! Я буду желать Вам ...