Петровский пассаж


Герб рода Воронцовых
К началу XIX в. часть усадьбы между Неглинной и Петровкой поделили на 6 владений. Участок будущего Петровского пассажа занял тогда купец Суровцев, отказавший его в ведение московскому гражданскому губернатору.
https://retromap.ru/081817_55.762234,37.613700
Карта 1817г

Стоявшее на участке здание сдавалось внаем. Здесь обосновался книжный магазин и «Французская библиотека для чтения Рено», музыкальный магазин Брикера. Владельцы менялись, пока в середине 1870-х участок не купил московский купец И. Фирсанов. Его дочь Вера Ивановна, по мужу Ганецкая, – крупная домовладелица и меценат.

В 1900 г. она решила построить на новом участке грандиозный пассаж. Проект разработали архитекторы С. Калугин и Б. Фрейденберг.
Строительство пассажа оказалось затратным проектом: чтобы его осуществить, Фирсанова продала 2 домовладения и пустила на него вырученную сумму.
Сотрудничество Фрейденберга с мужем Фирсановой Ганецким сыграло с архитектором злую шутку. После строительства Сандунов Фрейденберг, поссорившись с хозяином, был вынужден уехать из Москвы. Строительство Пассажа было последней его работой, больше о нем никто не слышал.


Фирсановский пассаж строился с применением новых технологий, работы осуществлялись под руководством знаменитого инженера В. Шухова. По его проектам были сделаны широкие стеклянные полуцилиндрические своды, перекрывавшие галереи магазина.
Трёхэтажный пассаж оформлен в духе модерна, его фасады окрашены в мягкий бежевый цвет и украшены барельефами с изображением кадуцея (жезла Меркурия - бога-покровителя торговли), львиных голов, лент и растительных элементов.



Входы со стороны Петровки выполнены в виде арок, увенчанных лепной головой льва, а входные группы со стороны Неглинной украшают фигуры львов со щитами. Ряды окон перемежаются небольшими пилястрами. Изнутри торговые ряды пассажа имеют сквозной проход между Петровкой и Неглинной и накрыты полуцилиндрическими стеклянными сводами.


Кроме пышных изначальных украшений, на фасаде со стороны Петровки на уровне 1 этажа размещён советский барельеф "Рабочий" скульптора Матвея Манизера.
1903-1906 годах между Петровкой и Неглинной улицами выросло трёхэтажное здание со сквозными торговыми рядами внутри. Внутреннее пространство было единым: его спланировали таким образом, что торговые залы не изолировались друг от друга. Сверху торговые ряды накрыли полуцилиндрические стеклянные своды, выполненные по проекту известного русского инженера Владимира Шухова и под его контролем. Общие затраты на строительство пассажа составили около 1,5 миллиона рублей.

Пассаж открылся в феврале 1906 г. 50 известных торговых фирм имели тут павильоны. С 1910 г. в подвале работал ресторан и кофейня «Бристоль».
После революции торговля в Пассаже была приостановлена. Помещения заняла постоянная промышленная выставка ВСНХ. Здесь же был открыт кинотеатр «Кино-Петровка» и фабрика по пошиву белья для Красной Армии. Тогда же пассаж получил имя Петровский, а в 1921 г. в рамках монументальной пропаганды, проводимой партией большевиков, его стену украсил барельеф «Рабочий» скульптора М. Манизера.

С переездом выставки ВСНХ на Крымский вал первый этаж снова отдали под торговые павильоны.
В начале 1930-х несколько помещений второй линии занял трест Дирижаблестроя, где консультантом работал итальянский конструктор Умберто Нобиле.
В здании Пассажа проводились аукционы. Герои Ильфа и Петрова Бендер и Воробьянинов приходят сюда за стульями. Часть помещений занимали пролетарские клубы.
Во время Великой Отечественной войны Пассаж стал огромной коммуналкой, куда переселялись жители домов, разрушенных бомбежками. Расселить коммуналку удалось только к 1960-м гг. Тогда здание заняло торговое училище № 3.


Пассаж был реконструирован в конце 1980-х. Сейчас это снова один из модных и дорогих магазинов Москвы.
Архивные фото взяты с pastvu
|
</> |