Петров-Водкин
gun001 — 05.11.2023Голый мальчик на ослепительно-кумачовом коне, одно из ярких
детских марочных впечатлений, ведь в школьном возрасте я регулярно
посещал все лучшие музеи мира исключительно с помощью
филателии.
Не часто Почта СССР посвящала целые серии творчеству одного
художника, но Кузьму Петрова-Водкина в Советском Союзе ценили по
достоинству. Панорамная, а иногда даже сферическая перспектива
картин просто завораживает, так завернуть мир могут очень немногие,
хотя моё понимание и восхищение пришли гораздо позже, в детстве это
была смешная фамилия и голый мальчик на фантастическом коне.
Кузьма Петров-Водкин
Кузьма (Козьма) Сергеевич Петров-Водкин (24 октября [5 ноября]
1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15
февраля 1939, Ленинград, СССР) — российский и советский живописец,
график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог,
заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).
Кузьма Петров-Водкин — уникальный художник, творивший на стыке двух
эпох, которого современники называли «древнерусским иконописцем,
волею случая попавшим в будущее».
Произведения живописца были не только отражением настоящего, но и
пророчили грядущее, а еще вызывали яростное противостояние мнений и
оценок — от восторженных похвал до презрительных насмешек.
Автопортрет
Уже в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая
система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип
«сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру
в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как
планеты».
По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его
натюрморты (Селедка, 1918), портреты же воспринимаются как
масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918;
А.А.Ахматова, 1922).
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в семье сапожника. Его отец
прославился тем, что был единственным на весь город сапожником, не
прикасавшимся к спиртному. Причиной тому была страшная трагедия
детства, давшая ему фамилию «Водкин» и сильнейшее отвращение к
алкоголю. Его отец, то есть дед Кузьмы, в пьяном угаре зарезал свою
жену и вскоре умер сам в страшной агонии. Так его звали Петром, то
его дети и внуки приобрели фамилию Петровы, а попутно и прозвище —
Водкины.
Всех потомков того самого деда Петра, любителя «беленькой»,
называли то «Петровыми», то «Водкиными». А в итоге два прозвища
соединили в одну фамилию Петров-Водкин. И Кузьме Сергеевичу,
отпечаток этой не слишком почетной фамилии, пришлось нести всю
жизнь.
Утренний натюрморт
Кузьма, окончив четырехклассное приходское училище, в 1893 году
пошел работать ремонтником волжских судов. Потом он поехал в Самару
поступать в железнодорожное училище.
Провалив экзамен по сочинению, он, увидев на улице вывеску: «Классы
живописи и рисования Ф.Е.Бурова», решил попытать счастья там, и…
был принят. Проучился художник в этой школе с 1895 по 1897 год.
С детства Кузьма был знатным выдумщиком и фантазером, он мог
придумывать такие правдоподобные истории, что все вокруг диву
давались. А однажды в кладовой попались ему на глаза горшки с
масляной краской и кусок белой жести, на которой и был написан
первый пейзаж юным талантом. Баба Арина, увидев творение внука,
забрала его со словами: “Это поставим на могиле дедушки Федора.
Будет и о тебе ему память”.
Следующая картина Кузьмы была сделана по особому случаю. В тот день
Кузьма заплыл чуть не на середину Волги, а вернуться обратно не
сумел – силы вышли. К счастью, тонущего мальчишку с берега заметил
перевозчик Илья Федорович Захаров – лучший пловец в Хлыновске. Он
спас Кузьму, а через неделю сам утонул при попытке вытащить из воды
еще какого-то тонущего.
Кузьма взял новую жестянку и нарисовал качающуюся на волнах лодку,
головы тонущих людей и небо, пересеченное зигзагами молнии. В углу
– надпись: “Погибший за других! Вечная тебе память!”. Так Кузьма
впервые проявил себя в искусстве живописи.
Розовый натюрморт
Еще будучи учеником четырехклассного городского училища, юноша
познакомился с двумя местными иконописцами. И с интересом наблюдая
за тем, как создаются иконы, Кузьма пробует сам написать святой
образ масляными красками. Но батюшка не принял его икону: «Уж
больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком!». Эта
работа Кузьмы, конечно же, не сохранилась, а впоследствии к этому
образу он обращался не единожды.
Поворот в судьбе будущего художника начался с приезда в Хвалынск
знаменитого петербургского архитектора Романа Фёдоровича Мельцера.
Он прибыл на Волгу по просьбе его старой знакомой — помещицы
Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё
очередной особняк.
Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала у Казарьиной в
доме поломойкой, а сам Кузьма – помощником садовника. Однажды мать
показала архитектору рисунки своего талантливого сына.
1918 год в Петрограде
Мельцер был весьма поражён его живописью и увёз Кузьму Сергеевича в
Петербург, где дал хорошее художественное образование в
петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.
Сама барыня Юлия Михайловна Казарьина взялась оплачивать его учение
и проживание в Петербурге, и потом еще целых 18 лет, до самой своей
смерти в1912 году выплачивала Петрову-Водкину по 25 рублей в
месяц.
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателем его был
Валентин Серов.
Авантюризм Петрова-Водкина не знал границ. Обучаясь в Москве,
Кузьме приходилось ездить на каникулы в свой родной Хвалынск в то
время, когда некоторые его соученики ездили на этюды за
границу.
И вот однажды, во время очередных каникул в одной из московских
газет Кузьма прочел, что издательство пообещало оплатить поездку в
Европу тому, кто отважится «добраться из Москвы до Парижа на новом
модном средстве передвижения — двухколесном велосипеде». Кузьма
подбил своего приятеля Владимира Сорохтина на эту авантюру, и они
отправились в дальнюю дорогу.
Богоматерь Умиление злых сердец
Путь от Москвы до Варшавы они с другом проехали за 12 дней — это по
100 верст в день. Стертые в кровь руки и ноги, сломанный велосипед
не смогли остановить отважных парней. А до Германии добирались,
чередуясь между собой: то поездом, то велосипедом. А о Париже
пришлось пока забыть.
В Мюнхене в знаменитой рисовальной школе Антона Ашбе училось много
русских начинающих художников: Билибин, Грабарь, Кандинский. И
Кузьме снова сопутствовала удача: новые друзья собрали для него
немного денег, которых оказалось достаточно на пару месяцев занятий
и на обратный билет в Россию.
Памятник художнику в Хвалынске.
А в Париж художник смог попасть только через 5 лет. Кузьма так
стремился в этот город, как будто знал, что встретит там свою
любовь. И действительно, это путешествие полностью изменило его
жизнь. Едва познакомившись с дочерью владелицы недорогого пансиона
— Марой, 27-летний художник вначале предлагает написать ее портрет,
а вслед за этим — руку и сердце.
Осенью 1906 года молодожены, расписавшись в мэрии, отпраздновали
гражданскую свадьбу. Некоторое время жили в Париже, а до того как
выехать в Россию Кузьма Сергеевич успел еще посетить и Северную
Африку, о которой впоследствии рассказывал столько небылиц, что
слушатели даже не верили в то, что он вообще там был.
Жена художника
А своей любимой Маре — Марии Федоровне он из далекой Африки писал
трогательные строки: «Ты первая заполнила одиночество моей жизни. Я
был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого
не существовало страдания, но сам я замерзал. Я нашел на Земле
женщину. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем
все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться
на Земле ни за себя, ни за нашу любовь».
Летом 1910 года Петровы-Водкины приехали на родину художника, в
Хвалынск, где хотели обвенчаться. Но Мара была католичкой, а Кузьма
Сергеевич православным, и священник отказывался совершать обряд.
Только после долгих уговоров и обещания сделать роспись для церкви
28 августа их обвенчали в Крестовоздвиженской церкви. С тех пор
число 28 художник считал своим счастливым числом. Обещанная роспись
— «Распятие Христово», которую он выполнил позже, к сожалению, не
сохранилась.
В 37 лет Мария Федоровна родит дочь Леночку. И Кузьма Сергеевич сам
вне себя от счастья заявит: «Я был наполовину человек, не испытав
этого! Теперь мне есть для чего жить!».
С женой
Маре досталась непростая, но счастливая судьба — быть женой
художника, всегда оставаться в тени его гения, подчинить свою жизнь
служению его таланту. Дочь Петровых-Водкиных Елена Кузьминична
Дунаева вспоминала: «Мама близко и остро чувствовала искусство
отца, его творческие и повседневные заботы. Часто она была
камертоном", к которому отец очень внимательно и доверительно
прислушивался».
Когда они разлучались, Кузьма Сергеевич сильно тосковал и часто
писал своей любимой письма: «Думаю о тебе и о своей работе — это
все, что у меня есть. Знай, что ты занимаешь первое место в моих
мыслях и желаниях… Я нашел свою Эвридику!»
В молодости Мара не раз служила ему моделью. Да и всю свою жизнь
художник писал портреты жены — ее спокойное, интеллигентное лицо,
добрые, мудрые глаза.
С дочкой
В 50-е годы Мария Федоровна передала в дар Хвалынску коллекцию
фотографий, документы, вещи, графические и живописные произведения
своего мужа (всего около 90), многие, из которых составили
экспозицию музея художника.
Петровы-Водкины прожили вместе 32 года, перенесли многие житейские
тяготы. После смерти мужа Мария Федоровна (так Мару звали в России)
написала воспоминания «Мой великий русский муж», в которых тепло и
сердечно рассказала об их жизни вместе.
Жена художника П.В. Кузнецова Елена Михайловна Бебутова в 1957 году
писала в письме к Маре: «Вашу работу о Кузьме Сергеевиче мы,
конечно, прочли с большим интересом и искренно восторгались не
только его мыслями, но и тем, как Вы хорошо и литературно составили
всю книгу… Какое счастье, что у Кузьмы Сергеевича такая была чуткая
и художественно-восприимчивая жена».
Искренний «попутчик» революции, мастер создал
эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя»,
1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; «Смерть
комиссара», 1928, Русский музей).
Но картина «1919 год. Тревога» (1934, там же), с питерским рабочим,
которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно
воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с
его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937,
Третьяковская галерея) – на тему «уплотнения бывших буржуев» – как
сатира на новый быт.
Смкрть комиссара
Самая известная картина художника «Купание красного коня». Илья
Репин, был демократично снисходителен к художникам из народа,
впервые увидев живопись Петрова-Водкина, не сильно пожаловал
новичка. Но пройдет всего лишь несколько лет, и в 1912 году на
показе знаменитого полотна «Купание красного коня» Илья Ефимович,
переменил свое мнение о Петрове-Водкине и заявил:
«Талантище...».
Петров-Водкин с первых дней революционных событий был активным
участником художественной жизни страны Советов. Не считая эпизода,
когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не
расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту
(дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию
художнику не приходилось.
Петров-Водкин занимал ответственный пост в ленинградском совете по
делам искусств, был профессором Академии художеств и председателем
правления Ленинградского союза художников.
В 1928 году туберкулез, которым художник болел уже с десяток лет,
начал прогрессировать, а испарения красок усугубляли болезнь, и
врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Из
Ленинграда художник переехал в Детское Село. Художник взялся за
перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа.
Купание красного коня
Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание
«зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства
закрыли двери перед Кузьмой Сергеевичем.
Самые знаменитые его произведения «Пространство Эвклида» и «Моя
повесть. Хлыновск».
В советское время Петров-Водкин много работал как график и
театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в
театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера
(1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр
драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский
театр драмы им. Пушкина).
Петров-Водкин проехал Европу, половину Африки и четверть Азии и
отучился в нескольких академиях живописи. Везде он смотрел во все
глаза, слушал какие-то лекции, и не только по живописи… Его вдруг
стали интересовать проблемы геофизики и космогонии, и Кузьма из
кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом – он, имевший за
плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в
приходском училище. А кончилось тем, что одно французское
астрономическое общество избрало Петрова-Водкина своим почетным
членом!
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного
образования. Если в 1910–1915 годах он преподавал в частной школе
Е.Н.Званцевой, то с 1918 по 1933 годы в государственных
мастерских.
Он преподавал в Государственных свободных художественных учебных
мастерских в Петрограде (Ленинграде) и в Академии художеств.
Тревога
Много сил Петров-Водкин отдал преподавательской деятельности,
разработке новой теории живописи. И за его труды в 1930 году ему
было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Когда же Кузьмы Сергеевича не стало, советская власть, неожиданно
осознав, что истоки его творчества лежат в иконописи и французском
символизме, заметно охладела к его художественному наследию.
Фантазия
А знаменитое полотно “Купание красного коня” оказалось в Мальме
(Швеция) и возвращено было в Россию лишь в конце 40-х годов. И
благодаря старанию вдовы художника это знаменитое полотно было
отреставрировано и передано в Третьяковскую галерею.
Сейчас Хвалынск, о котором с такой теплотой писал Кузьма Сергеевич,
не просто провинциальный городок, а и самый популярный горнолыжный
курорт Саратовской области.
Там находятся картинная галерея и дом-музей Петрова-Водкина, где
ощущается дух того времени.
https://obshe.net/posts/id3228.html
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 5 ноября в разные годы
|
</> |