Петербург. "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век" в Манеже. Часть 1

топ 100 блогов babs7122.10.2023 Два с половиной года назад я делал пост о выставке в Манеже "(Не) подвижность. Русская скульптура от Шубина до Матвеева", посвященной русской скульптуре XVIII - начала XX веков. А недавно Манеж продолжил тему русской скульптуры, открыв выставку "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век". Выставка начинается как раз там, где закончилась предыдущая - в начале прошлого столетия.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
В этот раз она начинается еще снаружи здания. Перед входом в него выставлено несколько реконструкций несохранившихся скульптур, поставленных в соответствии с "Планом монументальной пропаганды".
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Орландо Гризелли. "Софья Перовская" Памятник этот был поставлен одним из первых, вызвал бешенный скандал и через три дня был снят. Интересно, что Гризелли позднее вернулся на родину в Италию и создал "Гения фашизма" (он до сих пор стоит в Риме в Районе всемирной выставки и я в свое время ее даже снимал):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Карлис Зале. "Добролюбов". Зале впоследствии также вернулся на родину, в Латвию. Он является автором главного рижского памятника - Памятника Свободы
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Леонид Шервуд (один из классиков советской скульптуры, о выставке которого я в свое время писал) "Герцен":
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Теодор Залькальн. "Чернышевский". Скульптор тоже вернулся на родину в Латвию, но СССР его "догнал", так что он благополучно помер советским классиком, героем соцтруда и народным художником. ;
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Михаил Блох. "Великий металлист". А вот судьба Блоха оказалась трагичной, в 1920-м году он был обвинен в шпионаже в пользу Польши (он послал с оказией в Польшу письмо к своей жене, везшего письмо арестовали, а письмо обнаружили) и расстрелян.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Сразу скажу, что выставка получилась очень большой, скульптуры как и в прошлый раз собрали из самых разных музеев (включая Музей истории религии, Военно-медицинский и Артиллерийский музеи и т.п.). А поскольку в среднем выставленные работы работы были меньше по размеру, уместилось их в экспозиции даже больше, чем в прошлый раз. У меня, правда, были отдельные замечания к отбору работ (так, например, Эрнст Неизвестный представлен всего одной "соцреалистической" работой), но тут куратор все-таки в своем праве. Так что тем, кто собирал работы для выставки - респект и уважуха.
С точки зрения оформления выставка также получилась более удачной. Хотя работы и расставлены несколько сумбурно, но освещены они в основном неплохо и фигни, когда половина работы подсвечивается направленным светом, а другая остается в темноте, практически не было, так что в целом работы можно более-менее нормально смотреть. Однако местные дебилы дизайнеры явно ощутили это решение как подавление их творческой индивидуальности, так что нанесли ответный удар, прямо у входа поставив стеллаж в три яруса, на котором разместили работы. Понятно, что те вещи, которые стояли на третьем ярусе (а там оказались и Мухина, и Голубкина, и Сморгон), нормально разглядеть было невозможно - вблизи они оказывались в очень остром ракурсе, а отойдя назад их уже было плохо видно. В качестве финального штриха эти господа установили два стационарных бинокля, чтобы третий ярус все-таки можно было хоть как-то разглядеть. Бинокля, Карл! На выставке в музее, Карл!!! Причем бинокли эти практически не наводились, так что я просто смотрел на объектив моего фотоаппарата. В общем, дизайнерская мстя удалась по полной, я добрую половину выставки ходил, посылая этим господам лучи поноса.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Итак, посмотрим некоторые работы (хотелось бы отметить, что снимал я далеко не все, поскольку многие из них я уже выкладывал в своем блоге в репортажах с других выставок).
Александр Зеленский. "Октябрь". 1929
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

И еще один "Октябрь", 1927-го года, но не авангардный, а неоклассический, работы Александра Матвеева (его отливка стоит напротив БКЗ "Октябрьский"):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Евгений Ротанов. "Мадонна". 1991
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Исидор Фрих-Хар. "Деревенская любовь". 1934
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Очень интересная "Уходящая Русь" Александра Соловьева  конца 20-начала 30-х годов:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Матвей Харламов (автор самого старого Ленина в Петербурге). "Ленин на охоте"
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леонид Месс. "Мирный труд". 1957:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

"Денежные мужики" Ивана Шадра
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Борис Королев (один из первых русских скульпторов-кубистов):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Один из моих любимых современных скульпторов Дмитрий Каминкер. "Заложник (Памяти Александра Галича)":
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Думанян. "Портрет С. С. Прокофьева". 1967
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Евгений Вучетич. "Портрет Зои Космодемьянской".
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

А это явно Борис Пастернак (автора не помню, этикетка на фото вышла плохо):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Андрей Древин. "Василий Иванович Чапаев". 1965
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Евгений Вольфсон:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Всеволод Лишев. "Портрет И. А. Беклемишева". 1916:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Николай Абакумцев. "Голова слепца". 1933:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Вера Мухина:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Дмитрий Шварц. "Портрет В. Е. Татлина". 1950-е
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Сарра Лебедева. "Бюст Чехова к проекту памятника для Москвы". 1944-1945
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Вера Мухина. "Портрет архитектора Сергея Замирайло". 1933
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Матвей Харламов. "Сталин". 1936
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леонид Соков. "Сталин". 1990.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Цигаль. "Николай Гумилев". 1989-1990
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Анна Голубкина. "Портрет С. Т. Морозова". 1902
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Лев Кербель. "Портрет Юрия Гагарина". 1962
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Михаил Копылков. "Vita nova". 1981
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Владимир Цивин. "Дом." 1979
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Борис Свиньин. "Портрет Анатолия Николаевича (Бюрократ)". 1974:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Исидо Фрих-Хар. "Праздник" (одна из самых симпатичных работ на выставке):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Матвей Манизер. "Медный броневик Проект памятника Ленину у Финляндского вокзала". 1924  (много видел фотографий этого проекта, и сам их постил и показывал на экскурсии, но вот впервые увидел его в натуре):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Архипенко. 1914
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Владимир Синайский. Памятник Лассалю (очень мощная штука):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Меер Айзенштадт. "Памяти Кранаха". 1930-е
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Марина Рындзюнская. "Сбор винограда". 1920-е
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Беатриса Сандомирская. "Материнство". 1966
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леопольд Дитрих. "Ворошилов":
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Эллонен. "Юный Киров с листовками". 1938
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Хана Орлова. "Обнаженная в кресле". 1927
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Макет памятника защитникам Ленинграда. 1946-47:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Моисей Вайнман. "Ожидание". 1969
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Николай Андреев. "Танцовщица". 1915-1916
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Пара Маяковских. Работы Александра Игнатьева:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
И Евгения Вучетича. (удивительно, насколько Вучетич выглядит скучнее):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Игнатьев. "Юность". 1977
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Николай Силис. "Утро", "День". "Вечер". 1969
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Пинчук. "Выступление Ленина с балкона особняка Кшесинской". 1957
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Лев Кардашев. "Девушка"
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Юрий Орехов. "Сахаров Андрей Дмитриевич". 1992
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Нина Нисс-Гольдман. Владимир Уляшов. Конкурсный проект памятника Добролюбову для Большого Проспекта П. С. 1958
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Корнеев. "Баланс". 1996
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Алексанр Рукавишников. "богиня с птицами". 1993
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Дмитрий Тугаринов. "Березка". Конец 1980-х
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Вадим Сидур. "Создатель с Адамом и Евой". 1983
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Абрам Малахин. Борис Каплянский. Эскиз рельефа для памятника на Пискаревском кладбище.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Любовь Холина. Конкурсный проект памятника Достоевскому. 1989
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Игнатьев. "В. М. Молотов"
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Кибальников. "Непокоренный". Конец 50-начало 60х
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леонид Эйдлин. "Н. А. Некрасов". 1964 (один из подготовительных вариантов питерского памятника)
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у stainlesstlrat в Ясак для нохчи Мы давно это знали. Весь постсоветский ареал открыто обсуждал это на протяжении последних 15 лет. Этот факт - он из разряда очевидных, факт на ниве логического умопостроения без вещдоков перед глазами. И вот сегодня все мы ...
Фото:piqsels.com Пирамида питания (или пищевая пирамида) — представляет собой базовые принципы правильного питания. Данная пирамида создана в 1992 году группой специалистов ...
Вот такой вопрос меня тревожит: в какой момент эпитеты "немногословный", ...
И тегну всю сетку номерного vikond65 ...
Отношение к «крымскому вопросу» разделило людей искусства Йонас Вайткус, руководитель Русского драматического театра Литвы, объявил бойкот фестивалю « Встречи в России » из-за присоединения Крыма. Точнее, не из-за самого присоединения, а из-за того, что директор форума Сергей Шуб ...