Петербург. "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век" в Манеже. Часть 1

топ 100 блогов babs7122.10.2023 Два с половиной года назад я делал пост о выставке в Манеже "(Не) подвижность. Русская скульптура от Шубина до Матвеева", посвященной русской скульптуре XVIII - начала XX веков. А недавно Манеж продолжил тему русской скульптуры, открыв выставку "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век". Выставка начинается как раз там, где закончилась предыдущая - в начале прошлого столетия.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
В этот раз она начинается еще снаружи здания. Перед входом в него выставлено несколько реконструкций несохранившихся скульптур, поставленных в соответствии с "Планом монументальной пропаганды".
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Орландо Гризелли. "Софья Перовская" Памятник этот был поставлен одним из первых, вызвал бешенный скандал и через три дня был снят. Интересно, что Гризелли позднее вернулся на родину в Италию и создал "Гения фашизма" (он до сих пор стоит в Риме в Районе всемирной выставки и я в свое время ее даже снимал):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Карлис Зале. "Добролюбов". Зале впоследствии также вернулся на родину, в Латвию. Он является автором главного рижского памятника - Памятника Свободы
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Леонид Шервуд (один из классиков советской скульптуры, о выставке которого я в свое время писал) "Герцен":
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Теодор Залькальн. "Чернышевский". Скульптор тоже вернулся на родину в Латвию, но СССР его "догнал", так что он благополучно помер советским классиком, героем соцтруда и народным художником. ;
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Михаил Блох. "Великий металлист". А вот судьба Блоха оказалась трагичной, в 1920-м году он был обвинен в шпионаже в пользу Польши (он послал с оказией в Польшу письмо к своей жене, везшего письмо арестовали, а письмо обнаружили) и расстрелян.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Сразу скажу, что выставка получилась очень большой, скульптуры как и в прошлый раз собрали из самых разных музеев (включая Музей истории религии, Военно-медицинский и Артиллерийский музеи и т.п.). А поскольку в среднем выставленные работы работы были меньше по размеру, уместилось их в экспозиции даже больше, чем в прошлый раз. У меня, правда, были отдельные замечания к отбору работ (так, например, Эрнст Неизвестный представлен всего одной "соцреалистической" работой), но тут куратор все-таки в своем праве. Так что тем, кто собирал работы для выставки - респект и уважуха.
С точки зрения оформления выставка также получилась более удачной. Хотя работы и расставлены несколько сумбурно, но освещены они в основном неплохо и фигни, когда половина работы подсвечивается направленным светом, а другая остается в темноте, практически не было, так что в целом работы можно более-менее нормально смотреть. Однако местные дебилы дизайнеры явно ощутили это решение как подавление их творческой индивидуальности, так что нанесли ответный удар, прямо у входа поставив стеллаж в три яруса, на котором разместили работы. Понятно, что те вещи, которые стояли на третьем ярусе (а там оказались и Мухина, и Голубкина, и Сморгон), нормально разглядеть было невозможно - вблизи они оказывались в очень остром ракурсе, а отойдя назад их уже было плохо видно. В качестве финального штриха эти господа установили два стационарных бинокля, чтобы третий ярус все-таки можно было хоть как-то разглядеть. Бинокля, Карл! На выставке в музее, Карл!!! Причем бинокли эти практически не наводились, так что я просто смотрел на объектив моего фотоаппарата. В общем, дизайнерская мстя удалась по полной, я добрую половину выставки ходил, посылая этим господам лучи поноса.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Итак, посмотрим некоторые работы (хотелось бы отметить, что снимал я далеко не все, поскольку многие из них я уже выкладывал в своем блоге в репортажах с других выставок).
Александр Зеленский. "Октябрь". 1929
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

И еще один "Октябрь", 1927-го года, но не авангардный, а неоклассический, работы Александра Матвеева (его отливка стоит напротив БКЗ "Октябрьский"):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Евгений Ротанов. "Мадонна". 1991
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Исидор Фрих-Хар. "Деревенская любовь". 1934
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Очень интересная "Уходящая Русь" Александра Соловьева  конца 20-начала 30-х годов:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Матвей Харламов (автор самого старого Ленина в Петербурге). "Ленин на охоте"
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леонид Месс. "Мирный труд". 1957:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

"Денежные мужики" Ивана Шадра
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Борис Королев (один из первых русских скульпторов-кубистов):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Один из моих любимых современных скульпторов Дмитрий Каминкер. "Заложник (Памяти Александра Галича)":
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Думанян. "Портрет С. С. Прокофьева". 1967
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Евгений Вучетич. "Портрет Зои Космодемьянской".
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

А это явно Борис Пастернак (автора не помню, этикетка на фото вышла плохо):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Андрей Древин. "Василий Иванович Чапаев". 1965
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Евгений Вольфсон:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Всеволод Лишев. "Портрет И. А. Беклемишева". 1916:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Николай Абакумцев. "Голова слепца". 1933:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Вера Мухина:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Дмитрий Шварц. "Портрет В. Е. Татлина". 1950-е
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Сарра Лебедева. "Бюст Чехова к проекту памятника для Москвы". 1944-1945
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Вера Мухина. "Портрет архитектора Сергея Замирайло". 1933
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Матвей Харламов. "Сталин". 1936
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леонид Соков. "Сталин". 1990.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Цигаль. "Николай Гумилев". 1989-1990
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Анна Голубкина. "Портрет С. Т. Морозова". 1902
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Лев Кербель. "Портрет Юрия Гагарина". 1962
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Михаил Копылков. "Vita nova". 1981
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Владимир Цивин. "Дом." 1979
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Борис Свиньин. "Портрет Анатолия Николаевича (Бюрократ)". 1974:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Исидо Фрих-Хар. "Праздник" (одна из самых симпатичных работ на выставке):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Матвей Манизер. "Медный броневик Проект памятника Ленину у Финляндского вокзала". 1924  (много видел фотографий этого проекта, и сам их постил и показывал на экскурсии, но вот впервые увидел его в натуре):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Архипенко. 1914
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Владимир Синайский. Памятник Лассалю (очень мощная штука):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Меер Айзенштадт. "Памяти Кранаха". 1930-е
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Марина Рындзюнская. "Сбор винограда". 1920-е
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Беатриса Сандомирская. "Материнство". 1966
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леопольд Дитрих. "Ворошилов":
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Эллонен. "Юный Киров с листовками". 1938
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Хана Орлова. "Обнаженная в кресле". 1927
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Макет памятника защитникам Ленинграда. 1946-47:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Моисей Вайнман. "Ожидание". 1969
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Николай Андреев. "Танцовщица". 1915-1916
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Пара Маяковских. Работы Александра Игнатьева:
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1
И Евгения Вучетича. (удивительно, насколько Вучетич выглядит скучнее):
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Игнатьев. "Юность". 1977
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Николай Силис. "Утро", "День". "Вечер". 1969
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Пинчук. "Выступление Ленина с балкона особняка Кшесинской". 1957
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Лев Кардашев. "Девушка"
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Юрий Орехов. "Сахаров Андрей Дмитриевич". 1992
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Нина Нисс-Гольдман. Владимир Уляшов. Конкурсный проект памятника Добролюбову для Большого Проспекта П. С. 1958
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Виктор Корнеев. "Баланс". 1996
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Алексанр Рукавишников. "богиня с птицами". 1993
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Дмитрий Тугаринов. "Березка". Конец 1980-х
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Вадим Сидур. "Создатель с Адамом и Евой". 1983
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Абрам Малахин. Борис Каплянский. Эскиз рельефа для памятника на Пискаревском кладбище.
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Любовь Холина. Конкурсный проект памятника Достоевскому. 1989
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Игнатьев. "В. М. Молотов"
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Александр Кибальников. "Непокоренный". Конец 50-начало 60х
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Леонид Эйдлин. "Н. А. Некрасов". 1964 (один из подготовительных вариантов питерского памятника)
Петербург. Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век в Манеже. Часть 1

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет, меня зовут Владимир, мне 35 лет, я врач из Санкт-Петербурга, и этот мой день, 28 марта 2014 года, в 70 фотографиях я представляю вашему вниманию вместе с Командой Путешественников. В этот день мы посредством скоростного поезда "Аллегро", в Финляндии называемом "Pendolino", отправил ...
В прошлый раз я написал, что сейчас читаю интересные мемуары Н.Волкова-Муромцева.  Н.В.Волков-Муромцев (1902 – 1995) Пятнадцатилетним мальчиком автор воспоминаний по несчастливой случайности оказался в чекистской тюрьме. Дело было летом ...
Два года варенку не делал. Решил опять замахнуться. 1.6кг свиной лопатки 0.3кг хребтового сала 250мл воды 300гр фисташек (сцуко, они дороже сырья на колбасу))) 1ст ложка молотой паприки 1/3ст ложки молотого острого перца 10гр/кг нитритной соли 8гр/кг поваренной соли Лопатку распустил ...
У меня появились новые фото необычайно красивого и полезного растения джиды, которыми хочу поделиться с любителями природы. Ранее в небольшом очерке  http://gidepark.ru/user/1209022246/article/322860  я привел фото плодов джиды, а вот в начале июня 2011 года мне ...
Многое патологоанатомы, как и я, придя со вскрытия, дабы не забыть ту картину, которую они видели на этом действии, чтобы чуть погодя, со всеми подробностями написать протокол, придерживаются схематически рисунками человеческого тела, с пояснениями по бокам и колонками цифирей. Это я к ...