Петербург. "Предприниматели и меценаты в России" в Мраморном дворце.

Начинается выставка с очень любопытных портретов трех поколений из династии купцов Кусовых, наглядно иллюстрирующих эволюцию богатого купечества России. Вот портрет основателя династии Василия Григорьевича Кусова, написанный в 1772-м году. На нем вполне типичный русский купец:

Не отличается от него по стилю одежды и сын Иван Васильевич Кусов (один из основателей Российско-Американской компании):

Но вот проходит около 30 лет и в начале 1800-х годов Иван Васильевич Кусов выглядит уже так:

А вот его же портрет, написанный Орестом Кипренским в 1808-м году (к сожалению, фото вышло плоховато, но для полноты картины я его привожу):

И наконец третье поколение династии - Алексей Иванович Кусов (портрет работы все того же Кипренского):

Здесь уже была упомянута Российско-Американская компания, А вот аллегорическая картина, этой компании посвященная:

В центре как раз сцена торговли этой компании. Особенно интересен выползающий из-за бочки то ли морж, то ли морской котик. Художнику явно "напел Рабинович", а потому и получилось нечто ктулхуобразное:

Пара семейных портретов работы неизвестного художника:


Портрет Петра Даниловича Ларина (художник Роман Максимович Волков, автор классического портрета Кутузова). Ларин был создателем первого банка в Рязанской губернии, меценатом (зал Публичной библиотеки, ныне зовущийся Ленинским, прежде именовался Ларинским) и благотворителем. Интересно, что умер он при странных обстоятельствах, документы по его капиталу бесследно исчезли, и зятю покойного пришлось судиться аж 18 лет, прежде чем он смог вернуть семейное достояние.

Иван Андреевич Варваци (настоящее его имя Иоаннис Варвакис) начинал свою карьеру как пират на Средиземном море, и это прошлое сильно чувствуется в портрете:

Портрет известного миллионщика Саввы Яковлева (художник Р. М. Колокольников). Начинал он свою карьеру под фамилией Собакин, а Яковлевым стал после получения дворянства для благозвучия.

Иван Тимофеевич и Прасковья Васильевна Паские:


Портрет Иоганна Броувера, купца и старосты Голландской церкви (художник Андреас Каспар Гюне). 1807:

Интересен чертеж, который Броувер держит в руках. Как я понимаю, это нереализованный вариант Голландской церкви, которая стоит на Невском проспекте:

Интересен и фон, на котором виднеется Адмиралтейство (похоже еще до перестройки Захаровым):

Сальваторе Тончи. Портрет Николая Никитича Демидова:

И еще один его портрет, но уже более позднего времени:

Роскошный портрет купца (характер у него, похоже, был не сахар):

Интересный бюст работы Жана-Доминика Рашетта (более всего известного своими работами в фарфоре):

Опять парный портрет (автор, возможно, Гавриил Иванович Яковлев):


Очаровательный провинциальный портрет. Молодой купец вышел очень няшным (правда, кости у него в руках похоже отсутствуют, так что это не руки, а щупальца или тентакли):

А тут очень благообразный дедушка:

Лейзер Борухович Диллон (был опознан по трем медалям на шее, одна из которых с бриллиантами). Во время Отечественной войны 1812-го года он активно занимался поставками для армии (и, возможно, шпионажем в пользу России), за что эти медали и получил:

И еще купеческие портреты:




Красивый федоскинский поднос с изображением башкир по гравюре Орловского:

Интересное (с исторической точки зрения) полотно художника Адриана Марковича Волкова, изображающее Сенную площадь в 1860-е годы:

Интересно, что это за драндулет лишился колеса, дилижанс?


А это, как я понимаю, те самые охтенки-молочницы:

Акция Невской пригородной конно-железной дороги (конка ходила от Знаменской площади (площадь Восстания) до села Мурзинки:(район Ломоносовской):

Вывески:



Статуи работы Анны Голубкиной.
Портреты Ш. А, Брокар

и М. К, Тенишевой:

Сергей Коненков. Портрет М. Д. Карповой:

Статуэтки на купеческие темы.
У пристава:


Разносчики:


Художественное стекло:


На выставке о купцах куда же без Кустодиевской купчихи:

Петр Кончаловский. "Новгородцы":

Александр Головин. Портрет Надежды Добычиной ("Воллар в юбке", как ее называл Александр Бенуа)

|
</> |