Петербург. Павел Кузнецов и Борис Ермолаев в Русском музее.

Вполне понятно, что выставка Сурикова вызвала ажиотаж у посетителей Русского музея. И с учетом того, что для посещения этой выставки требуется покупать отдельный билет по повышенной цене (на мой взгляд, практика эта несколько грабительская, но в Москве так делают уже и в Пушкинском музее и в Третьяковке, так что ее можно считать уже общепринятой), понятно желание руководства музея поднять на этой выставке бабла. Однако все упирается в пропускную способность музейного гардероба, и чтобы больше людей смогло посетить Сурикова, руководству музея стукнула в голову "гениальная идея": закрыть доступ на второй этаж корпуса Бенуа. Если раньше, купив билет в корпус Бенуа и посмотрев временные выставки, посетитель мог спокойно подняться на второй этаж и посмотреть постоянную экспозицию русского искусства XX века, теперь это невозможно, так как его просто не пустят: в корпусе Бенуа теперь продаются только два типа билетов - на выставку Кузнецова и на выставку Сурикова. А если кто-то все-таки хочет посмотреть искусство XX века, ему придется покупать единый билет за 1000 рублей и проходить на второй этаж корпуса Бенуа через Михайловский дворец. Особую пикантность придает ситуации тот факт, что дебилы из руководства Русского музея забыли о том, что на втором этаже корпуса Бенуа у них работает выставка Бориса Ермолаева, причем работает она только до 9 января (в то время как выставка Сурикова - до мая), так что если кто-то хочет все-таки посмотреть Ермолаева, ему таки придется выложить тысячу рублей. На мой взгляд, это просто откровенный плевок в лицо посетителям в духе старого советского анекдота "Дорогой Иван Иванович, не выпендривайтесь и слушайте свою любимую песню "Валенки". Впрочем, с учетом бэкграунда нынешнего директора Русского музея (мадам Манилова вплоть до назначения в директора одного из важнейших художественных музеев страны делала карьеру в качестве чиновника) такой поступок неудивителен. Кстати, в шоке и сам низовой персонал музея, на который выплескивается недовольство посетителей (они даже сами просили писать отзывы, чтобы до руководства наконец дошло, какой косяк они упороли).
А теперь поговорив о плохом, перейдем к более приятным вещам, а именно к самим выставкам и начнем с Павла Кузнецова. Надо сказать, работы его выставляются регулярно, так что я не ждал от выставки каких-то особых откровений, а скорее ожидал еще раз увидеть привычные вещи в новом окружении. Однако неожиданно для меня оказалось, что работ, которые мной уже видены, на выставке было дай бог процентов 10-15, а все остальное были новые для меня вещи.
Итак, посмотрим сами работы (снимал я без особого фанатизма). Вот эта пара вещей как раз из постоянной экспозиции:
"В степи". 1912

"Продавец птиц". 1912

"Весна в Крыму". 1910

"Киргизская семья". 1910-1911

"У кошары". 1912

"Дождь в степи". 1912

"Гарем". 1910

"Восточный мотив". 1912-1913

"В степи (лежащая в юрте)". 1912-1913

"У водоема. Бухара". 1913

Литографии 1923-го года из альбомов "Туркестан":


и "Горная Бухара"

Очень любопытный "Натюрморт с подносом" 1916-го года. Так сказать, "Бубновый валет лайт":

"Натюрморт с тарелками":

"Девушка с овощами". 1920-е (работа чем-то напоминает Александра Шевченко):

Пара работ, в которых ощущается влияние авангарда. По ощущению они чем-то близки к тому, что делали мастера из ОСТа и "Круга художников"
"Жницы". 1927

"Крестьянки". 1926

А вот глядя на эту работу я бы и вовсе не догадался, что это Кузнецов (решил бы, что скорее всего это Лабас или кто-то еще из остовцев).
"Над картой страны (На страже социалистического строительства)". 1931-32

"Отдых пастухов". 1927-1934

"Табачницы". 1925-1926

Два портрета скульптора Александра Матвеева. 1912-й год:

И 1928-й:

И портрет поэта Сергея Городецкого. 1924:

"У стен Кремля" (если бы не подпись, в жизни не догадался бы, что это Кремль, очеь уж искажены пропорции у башни). Середина 1920-х:

"Строительство в Армении". 1931

Керамика по эскизам Кузнецова. Предметы с фирмы "Ваулин-Гельдвейн" 1900-х годов:


И послереволюционный фарфор:

А теперь посмотрим выставку Бориса Ермолаева, на которую мне все-таки удалось попасть, как ни пыталась неуважаемая госпожа директор Русского музея мне в этом помещать. Честно признаюсь, что именно она и интересовала меня больше всего (к Сурикову я достаточно равнодушен, а вот Ермолаева очень люблю - это один из самых талантливых и своеобразных художников "Ленинградской школы", причем шедший по нарастающей вплоть до конца художественной карьеры - что дано далеко не всем). Выставка небольшая и занимает один зал на втором этаже Кстати, этот выставочный проект, когда в зале регулярно показывают небольшие работы какого-либо из художников (перед этим там же были выставки Александра Самохвалова и Александра Лабаса), пожалуй одно из самых приятных нововведений, организованных Русским музеем (тем, кто его придумал - однозначный респект и уважуха).
На выставку Ермолаева отобрали его живописные работы 30-х годов (тех времен, когда он работал в духе неопримитивизма).
"Отдых у дома". 1932

"Отдых у прудика". 1932

"Свидание". 1933:

"У лотка". 1936

"Мешок муки". 1933

"Домашняя хозяйка". 1935

"Хлебная машина". 1936

"Женщина с девочкой". 1935

"Семейный портрет". 1934

Целая серия работ с общим названием "Улица в Володарском районе", сделанная во второй половине 30-х годов. На большинстве из них хорошо опознаются эстакада Фиинляндской железной дороги и торчащий на заднем плане объем мельничного комбината, однако все остальное поменялось до неузнаваемости:





А завершает выставку пара работ в совершенно иной, гораздо более яркой гамме. Как поясняется в аннотации, Ермолаев в 1936-1937-м годах совершил поездку на юг, в Бердичев, и там видимо увидел, что оказывается существуют и яркие цвета (в общем, почти что анекдот про "питерский набор цветных карандашей" получился).

А тут очень хорошо опознается место - проспект Обуховской обороны. Однако из всей застройки сохранились только эстакада, мелькомбинат и дом причта Скорбященской церкви с башенкой, которую недавно восстановили). Вся же остальная застройка, изображенная здесь, до наших дней не дошла:

|
</> |