Петербург. "Мюнгхаузен", "Ars vivendi" и "Наслаждение фарфором" в Эрмитаже.
babs71 — 17.06.2024 Последнее мое посещение временных выставок в Михайловском замке продемонстрировало две истины, очевидные для всех (кроме руководства Русского музея): "Жадность - это скверно", и лень - тоже. А вот как правильно делать выставки отлично продемонстрировал Эрмитаж, который я с семейством и друзьями посетил на День России.В начале мы направились на выставку "Приключения барона Мюнхгаузена в России", расположенную в манеже Малого Эрмитажа.
Как известно, "самый правдивый человек на свете" провел двенадцать лет в России. Впоследствии у себя на родине в Германии он много рассказывал о чудесах нашей замечательной страны, что и позволило ему создать свою всемирно известную репутацию. Ну а уж после того, как в дело вмешались советские кинематограф и мультипликация, Мюнгхаузен стал одним из культурных героев русского народа (думаю, у каждого из нас в багаже находится пара-тройка крылатых фраз вроде "сперва намечались танцы, потом аресты, а потом решили совместить" или "Какой-такой павлин-шмавлин? Не видишь, ми кюшаем"). А поскольку жизнь реального Мюнгхаузена оказалась тесно переплетена с событиями "большой истории" России, Эрмитаж решил посвятить этому человеку отдельную выставку. Правда, до юбилея Мюнгхаузена они не дотянули (он будет в следующем году), зато открыли ее 32 мая. ;-)
Сама выставка очень симпатично оформлена, вызывая ощущение, что ты оказался где-то внутри книги с гравюрами Доре:
Любопытны и сами представленные на ней артефакты.
Герб Браунцвейг-Люнебурга - родины барона:
Подлинная посуда из семейства Мюнгхаузенов:
Русские миниатюры.
Вверху Анна Иоанновна, внизу Анна Леопольдовна и ее муж Антон Ульрих (на службу к которому пажом поступил Мюнгхаузен):
И вновь Анна Иоанновна:
Очень интересный ее бюст из кости:
И вновь Брауншвейгское семейство:
Елизавета Петровна работы Луи Каравакка (портрет 1720-х годов, так что скорее всего Елизавете на нем нет и 20-ти):
Анна Иоанновна на троне:
Предметы из шорной пары, принадлежавшей Анне Иоанновне:
Петрикирхе:
Ее пасторы:
И принц Антон-УЛьрих со своим пажом Карлом Иеронимом фон Мюнгхаузеном:
Мортира, напоминающая о том, что именно Мюнгхаузен является создателем русской разведывательной авиации:
Народная картинка, изображающая два чуда, морское и лесное, пойманные в Испании в 1739-м году:
А тут у нас необходимое оборудование для расширения сознания, без которого, как известно, такие чуда хрен поймаешь:
Оружие, доспехи и флаг кирасиров (Мюнгхаузен, как известно, был ротмистром кирасирского полка в Риге):
Особенно впечатляют кирасирские сапоги - подлинные г...нодавы:
Гравюры, изображающие знаменитый "Ледяной дом":
Матушка будущей Екатерины II и она сама (во время ее посещения Риги по дороге в Россию именно Мюнгхаузен командовал почетным караулом):
Забавная гравюра, где Елизавета Петровна в Зимнем дворце заявляет брауншвейгскому семейству: "Кто здесь временные? Слазь! Кончилось ваше время."
Мюнгхаузен был знаменит как большой охотник
А вот и иллюстрации связанные с бароном - книжным персонажем.
Тут он совершает подвиг, помогая англичанам отстоять Гибралтар (выбор стороны, конечно, не лучший, но что поделаешь):
Советская детская книжка 20-х годов:
И забавная британская карикатура Томаса Роулендсона, изображающая Наполеона как "Корсиканского Мюнгхаузена":
Выставка "Мюнгхаузен в России" оказалась очень симпатичной, однако куда большее впечатление на меня произвела выставка "Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века". Открывшаяся в Николаевском зале, главной выставочной площадке Эрмитажа, выставка впечатляет как своими экспонатами, так и великолепным оформлением (пожалуй, это одна из самых красиво оформленных выставок, которые я видел за последние годы).
Оформление необычное, но очень эффектное.
Пожалуй, единственное, за что я слегка покритиковал бы устроителей выставки - неудачное расположение вот этой работы (ее авторы Рубенс, написавший основную часть, и Снайдерс, нарисовавший гирлянды из цветов и фруктов). В фас ее рассматривать и снимать было просто невозможно, очень уж она бликовала.
Забавная "Аллегория живописи" круга Яна ван Кесселя Старшего:
Рубенсовские эскизы триумфальных арок (не знаю, правда, какое отношение они имеют к натюрморту, но вещи очень красивые).
Арка Фердинанда:
Арка Геракла:
Миниатюрные зарисовки насекомых, раковин, растений и тому подобного Яна ван Кесселя Старшего:
Энтомологические рисунки Марии Сибиллы Мериан (альбом с ее рисунками в свое время прикупил Петр I):
Классический фламандский натюрморт:
Франс Снайдерс:
Пауль де Вос:
Ян ван ден Хекке Старший:
Еще одна забавная фишка фламандского натюрморта - изображения в рамке из цветов (пошло это от украшения цветами статуй в храмах). При этом цветы и само изображение могли писать разные художники.
А вот только рамка (то ли не пригодилась, то ли писалась как образец для заказчика):
Но, пожалуй, самое приятное в экспозиции - предметы декоративно-прикладного искусства, аналогичные тем, которые запечатлевались в натюрмортах (из многих из них на выставке составлены натюрморты):
Очаровательнейший кабинет, украшенный не только росписями, но еще и вышивкой:
|
</> |