Peter Hyams. Три фильма из 80х


В 1970 году Хайамс бросил Нью-Йорк, журналистику, телевидение, собрал в охапку жену и детей и уехал в Голливуд. До 1977 года он упорно пробивался со своими сценариями и комедиями. Но выстрелил его политический триллер "Козерог 1", собравший хорошую кассу и одобрение критиков. Кредит доверия теперь позволял Хайамсу снимать относительно дорогие фильмы, с достаточно известными актёрами. Хайамс старался идти в русле триллер-боевик, но с некоторыми нюансами. Кино 80х, ввиду острой конкуренции с ТВ и дешевой видео продукцией требовало большой изобретательности. Хайамс как бы пытался навести тень на плетень и эксперементировать в жанрах. Вот что из этого получилось.

«Ганновер-стрит» "Hanover Street" 1979 года. Хайамс долго мыкался со своим сценарием военной драмы (что-то в духе "Касабланки"). Нет, всем сценарий нравился, но без Хайамса, а Хайамс продавать не хотел. Он хотел сам, так сказать, воплотить. Наконец отыскалась одна независимая британская студия, согласная оплатить предприятие. После долгого каста и смен состава, удалось найти актёров на главные роли. Это были Харрисон Форд, который хотел сыграть наконец, хоть в одной постельной сцене. Лесли-Энн Даун и Кристофер Пламмер. Все они потом плевались и жалели.

Фильм позиционировался как военная драма, со всеми атрибутами. Американская эскадрилья бомбардировщиков B-25 Mitchell , 8 полка ВВС в Англии. Харрисон Форд капитан и бравый пилот, есть ещё бравый второй пилот и стрелок, который постоянно шутит. Они регулярно делают боевые вылеты, бомбить Руан, где их дико например кошмарит немецкое ПВО.

И вот как-то в Лондоне, на улице Ганновер-стрит Харрисон Форд повстречал медсестру Лесли-Энн Даун. Видно Харрисон покорил медсестру своей харизмой, наглостью и хамством. И стали они так сказать, уединяться, даже постельная сцена присутствует. Но у Лесли-Энн Даун есть ведь муж, очень правильный, но скучный англичанин Пламмер. Пламмер работает в британской разведке и в данный момент готовит агента для секретной операции, по изъятию списков "кротов" из сейфа Лионского гестапо.

Конечно же так вышло, что доставить агента в Лион, вызвался Харрисон Форд. А Пламмер в последний момент решил лететь сам, потому что ему захотелось по геройствовать. Самолёт сбивают при подлете, Форд и Пламмер прыгают с парашютом. Они прячутся в стогу сена и становятся свидетелями как героическая французская крестьянка убивает немецкого солдата. Форд переодевается в немца и вместе с Пламмером, переодетым полковником(!) СС, они направляются прямо в гестапо. Штирлиц нервно курит.

Правда Форд ваще не знает немецкого и операция чуть было не срывается. Происходит дикая например погоня, на мотоциклах, автомобилях и пешком. В последний момент выручают французы из Сопротивления. Французы палят из гранатомётов и шмайсеров и бьют немцев как зайцев на охоте. Форд выносит раненого Пламмера с поля боя. Очень слезливая финальная сцена, когда Лесли-Энн Даун выбирает семейные ценности, а Харрисон Форд в слезах и соплях возвращается в Америку.

По сути фильм самая банальная мелодрама, с классическим треугольником. То что она снята в локациях Второй мировой, ещё ничего. Но вот этот вот экшн с похождениям в немецком тылу и стрельбой выглядит откровенно комично и в целом инородно. В плюс картине можно записать только здорово снятые эпизоды рейдов B-25 с работой ПВО. Никакой графики и монтажа, всё было сделано в реале. Остаётся удивляться, откуда в 1979 году отыскалось такое количество годных бортов для съёмок.

"Outland" "Чужая земля" 1982 года выпуска Хайамс тоже снял по собственному сценарию. Фильм снимался в Британии, за британские тугрики, с Шоном Коннери в главной роли. По форме это сай-фай. Но по содержанию чистый вестерн. Фабула полностью скопипизжена с классического американского фильма 50х.

Речь там идёт о дальних титановых рудниках на спутнике Юпитера. Маршалл Шон Коннери прибывает на базу горнодобывающей корпорации и становится свидетелем диких например самоубийств среди работяг. Оказывается это жадная корпорация пичкает рабочих сверхсовременным амфитаминчиком, в целях производительности труда. Потом у работяги сносит крышу и он самовыпиливается.

Шон Коннери вступает в бой с главным менеджером рудника, но тот получает подкрепление от руководства, в лице двух космических киллеров. Шон Коннери остаётся в одиночестве, потому что все копы сливаются. Киллеры загоняют Шона в угол, но он выкручивается, перенеся битву в открытый космос и хитроумно используя декомпрессию.

По сюжету это предельно тупой и прямолинейный боевик. Но как же там проработаны детали. Декорации базы и макеты внешних объектов выше всяких похвал, не говоря уже о космическом салуне и стриптизе. Плюс в карму этому фильму отличная гнетущая атмосфера дальних пограничных ебеней.

Третий фильм называется «Звёздная палата» "The Star Chamber", его Хайамс выпустил в 1983 году, на студии 20th Century Fox. В главной роли Майкл Дуглас. Картина поднимает тему "преступления и наказания", но не в нашем смысле - "тварь ли я дрожащая? ", а в сугубо американском: судебные ошибки, безнаказанность, формализм судебной системы, суд Линча, вот это вот всё вещи всегда актуальные в американском кино.

Майкл Дуглас очень принципиальный судья, который отпускает преступников из-за формальных недоработок следствия или протокола. А потом сам типо мучается от этого. Вот и теперь Дугласу пришлось отпустить двух подозреваемых в изнасиловании и убийстве ребёнка, потому что улика найденная в их машине была найдена без ордера на обыск.

Дугласа приглашают в некую палату из девяти судей, которые частным порядком пересматривают подобные дела, выносят приговор и сами же исполняют. В первой части картина производит неплохое впечатление, но к финалу переходит в "цирк с конями" и тупой боевик. Количество твистов "виновен - невиновен" переходит все возможные границы.

Как и предыдущие, фильм провалился в прокате и к концу 80х Хайамс был вынужден окончательно перейти в малобюджетное b-movie. Его ждал Ван Дамм и целая галерея низкосортных боевиков. Но об этом в другой раз.