Петь стоя

топ 100 блогов novayagazeta11.02.2014

Семье героини нескольких наших публикаций, Соне Бабич, обещают в течение трех месяцев выделить квартиру. Сдержат ли чиновники обещание?

Петь стоя

фото из семейного архива

История вопроса

Два года назад в публикации «Представляется возможным» («Новая», № 21 от 27.02.2012) я рассказала о детях, которым квартирные условия не дают расти, развиваться, смертельно опасны для них. Отвечая на письма родителей, которые пытались такую тяжелую ситуацию изменить, чиновники присылали официальные ответы с устойчивым оборотом: «Не представляется возможным».

Обратившись напрямую, публично, к двум губернаторам и двум главам республик России, я рассказала подробные истории их маленьких земляков. Буквально через два месяца двое детей были, по сути, спасены. Первой после личного вмешательства губернатора Псковской области Андрея Турчака в благоустроенную 2-комнатную квартиру въехала вместе с семьей 9-летняя Эля Ковалева, победившая острый лимфобластный лейкоз. Спустя неделю глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров принял решение о предоставлении жилья семье своего 10-летнего земляка Башира Толдиева, перенесшего несколько онкологических операций.

Конечно, все это было бы невозможно без участия юриста фонда «Подари жизнь» Полины Ушаковой, которая вызванивала региональные администрации, «висела над душой» чиновников. Она мне жаловалась на безучастность представителей администрации главы Башкортостана, но именно эта республика поразила нас в итоге щедростью: выяснилось, что чиновники так уклончиво отвечали на все вопросы из Москвы, потому что хотели сделать сюрприз. Уже в сентябре 2012 года маме 6-летнего Расуля Мударисова, справившегося с тяжелейшим диагнозом «миелодиспластический синдром», мэр Уфы Ирек Ялалов в торжественной обстановке вручил ключи от квартиры в самом центре города. Три большие, светлые комнаты, огромный холл, просторная кухня, общая площадь квартиры — 85,5 квадратных метра!

— Мы узнали о тяжелом положении семьи Мударисовых из ваших публикаций. Спасибо вам, что вы обратили наше внимание на недопустимое положение детей-инвалидов. Президент республики Рустэм Хамитов рассматривал ситуацию лично, дал поручение мэру Уфы. Квартира отдана семье из городского маневренного фонда, — прокомментировал мне тогда ситуацию руководитель пресс-службы президента Башкортостана Артем Валиев.

Редакция «Новой газеты» еще раз благодарит власти Псковской области, Ингушетии и Башкортостана: вы спасли детей, поменяли участь семей. Спасибо вам!

Но речь шла о четырех детях, а помогли трем. По-прежнему мыкается вместе с семьей по съемным квартирам Соня Бабич из Тольятти. Ей было посвящено больше публикаций, чем всем остальным детям: газета обращалась к губернатору Самарской области Владимиру Артякову, позже — к сменившему его Николаю Меркушкину. Прошло 2 года и…

Лед тронулся! Есть основания для хрупкой надежды. Для того чтобы эти основания укрепить, я расскажу о том, как жила семья девочки последние два с половиной месяца. Я хочу, чтобы власти Самарской области это все себе представили.

История семьи

Соне Бабич было 11 лет, когда «Новая газета» рассказала о ее таланте и ее бедственном положении. Недавно Соне исполнилось 14, она больна ДЦП, не может ходить, передвигается на инвалидной коляске. При этом она — многократный лауреат детских фестивалей и конкурсов. Ее мама бережно хранит десятки дипломов, благодарностей и грамот — Соня начала их получать с 6-летнего возраста. Послушать юную певицу легко, достаточно кликнуть на YouTube ее имя и фамилию. И тогда, возможно, с вами случится то же, что произошло с Александром Градским, на одной из передач телепроекта «Голос», когда он слушал молодую исполнительницу из Белоруссии Патрицию Курганову. По правилам этого проекта, Градский, как и все члены жюри, сидел спиной к выступающей и не мог знать о том, что поет слепая девушка. Нажал на кнопку, то есть проголосовал за нее, обернулся… и только тогда, через какие-то секунды, понял всё. Когда пришло время комментировать свой выбор, расплакался: «Зацепило. Я услышал таку-у-ую боль!»

Вот так и с песнями, которые поет Соня Бабич.

Реальность для девочки была просто пыточной, я это говорю без всяких преувеличений. Потому что ей, такой творческой и ранимой, слышавшей не раз на сцене крики «Браво!» и видевшей, как весь зал вставал, — дома было просто невозможно двигаться. Со сцены, где блестят глаза, — в кровать. Перемещаться в маленькой однокомнатной съемной квартирке, где вместе с тобой живут мама, отчим, младшая сестренка, можно, но только если ты самостоятельно ходишь. Инвалидная коляска здесь не то что не проедет — не встанет. Нет никакой опоры, кроме рук родных взрослых. Даже в ванную ей только так и можно было попасть — на руках.

Есть такой официальный термин: «год нуждаемости». В Тольятти для квартирной очереди льготного списка этот год — 1985-й! Елена Нечаева подала документы и попала в эту очередь только в 2001-м, когда ее 9-месячной дочке поставили диагноз. Семья все время мыкалась по съемным квартирам, никто не объяснил людям, что ребенок-колясочник имеет право на внеочередное получение жилья. Только через 12 лет, в июне 2013 года, юристы, прочитавшие на каких-то форумах о тяжелой ситуации талантливой девочки, связались с ее мамой. Мэрия Тольятти превратилась в ответчика, Светлана Нечаева обратилась в суд и выиграла его. Федеральный Центральный районный суд Тольятти вынес 25 июня 2013 года решение по гражданскому делу № 2-1874/2013. В нем говорилось, что «…мэрия Тольятти обязана предоставить Нечаевой Е.А. на состав семьи 4 чел. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья…» Исполнить решение надлежало в ноябре 2013-го, но его не исполнили. Администрация мэрии прислала письмо с просьбой об отсрочке исполнения судебного решения на 6 месяцев.

Хроника событий, происходивших с Соней Бабич и ее семьей, с поздней осени 2013 года

15 ноября

Из личного сообщения на «Фейсбуке» от Елены Нечаевой:

«Добрый вечер, Галина! Как у вас дела? Мы с Сонечкой едем 21 ноября в Москву, на международный фестиваль «Поколение НЕКСТ», мы бы очень хотели вас увидеть…»

Из дальнейшей переписки выяснилось, что о конкурсе Соня вычитала в интернете сама, рассказала маме о своей мечте. Мама развернула кампанию, которую можно условно назвать: «Помогите нашей звездочке выступить там, где будут выступать дети из разных регионов России».

Спонсоры нашлись, и по просьбе Елены Нечаевой я сообщаю их имена: это — Ольга Ведерникова и Инга Гармашова, сотрудницы Тольяттинского спортивного клуба «Дэвис», в котором Соня успешно занимается теннисом для колясочников, а также депутат Тольяттинской думы Владимир Бобров.

24 ноября

Мы в фойе Московского мюзик-холла. Только что закончился грандиозный гала-концерт — финал трехдневного международного конкурса молодых талантов «Поколение NEXT». Соня вышла в финал. Под занавес устроители вызвали всех участников концерта, и дети легко и быстро взбежали на сцену. Соня осталась в зале. И только я успела подумать о том, что это неправильно, как она уже оказалась вместе со своей коляской на руках у самого главного человека на всем этом мероприятии — Евгения Орлова. Секунда — и девочка снова на сцене.

Дети теснились вокруг Сони, и все то время, что они вместе пели, она, сидящая в коляске, как на троне, была принцессой в окружении свиты. А рядом, как и все три дня конкурса, сбоку, на корточках «маленький паж» — юный певец из Астрахани Андрюша Каляткин. На всех фотографиях конкурса они именно так и запечатлены.

В фойе Московского мюзик-холла, уже после гала-концерта, мы разговаривали с тем самым главным и, как говорили мне ребята, самым добрым человеком конкурса, Евгением Орловым. Он — композитор, музыкальный редактор супершоу на Первом канале «Голос» (1-й и 2-й сезоны) и проекта «Детский голос». Вот что он сказал мне о Соне Бабич:

— Эта девочка для меня — звезда. Несмотря на детский возраст, наши участники довольно-таки профессиональны. Многие из них занимаются в сети творческих студий Республики KIDS с вокалистами и танцорами. А Сонечка — самоучка, ей никто не ставил вокал, да она и не стремилась взять высокую ноту в своем исполнении. Она просто пела и вызывала эмоции. В ее голосе есть что-то от Анны Герман, я это почувствовал еще до того, как она мне сказала, что ей очень нравится эта певица. Соня так душевно преподносит материал, что мне было бы жаль с ней расставаться. Я очень рассчитываю на продолжение общения, мы могли бы ей помочь с более точным выбором репертуара, например…

3 декабря

Из газеты «Волжская коммуна»:

«…В Самарской области прошли торжества, приуроченные к Международному дню инвалидов. В главном мероприятии, состоявшемся в Самаре в «МТЛ Арене», принял участие губернатор Николай Меркушкин. Глава региона вручил именные премии людям с ограниченными возможностями здоровья».

Из письма Елены Нечаевой:

«….Галина, мы были на вручении именной премии губернатора, Соне дали около 20 тысяч рублей. Для нас это не малая сумма, оплата за два месяца проживания! Губернатор, награждая ее, попросил спеть песню, она спела, а потом передала ему письмо, он обещал прочитать. В этом письме я описала ему всю историю наших мытарств со съемными квартирами, напомнила о публикациях «Новой газеты» и о том, что все семьи с детьми, о которых вы рассказывали, уже получили жилье, все, кроме нас».

6 декабря

Из личного сообщения на «Фейсбуке» от Елены Нечаевой:

«Сонечку прооперировали, но ножки и ручки сейчас в гипсе. Это плановая операция, но она тянула, не хотела, а после московского конкурса загорелась: «Мамочка, хочу скорее операцию, пожалуйста, давай поскорее сделаем!» Мечта, цель у нее — петь не в коляске, а стоя, пусть хотя бы с палочкой… Занимается, хоть еще и больно, но поднимается и держится чуть-чуть...»

14 декабря

Из личной переписки на «Фейсбуке» с Еленой Нечаевой:

«— Вчера коллекторы приходили, сил уже нет!!!

— Что случилось? Что предъявляют?

— Нам предложили переехать в двухкомнатную съемную квартиру почти за ту же цену, что мы платили за однокомнатную. Сказали, что минимум на 5 лет. Мы сами сделали ремонт и переехали. А теперь выяснилось, что у хозяйки долг за квартиру 202 тыс. рублей. Мы ей платим, а она не оплачивает коммунальные услуги за квартиру. Говорят, что срок — неделя, отключат свет и тепло, двери опечатают! А хозяйка квартиры на все мои вопросы требует освободить жилье: у них выходит родственник из тюрьмы! Но страшнее всего сейчас коллекторы. Мы в панике! Почему нас не слышат? Опять искать съемную квартиру!!! Куда мы в зиму, с ребенком в гипсе, я уже не знаю, что делать!»

15 и 16 декабря

Два дня я вишу на телефоне. Звоню в администрацию Самарской области и пытаюсь выяснить у помощников и секретарей, куда могло поступить письмо, которое девочка вручила лично в руки губернатору 3 декабря, в Международный день инвалидов? Обещают выяснить, просят перезвонить через час. Перезваниваю, узнаю, что надо звонить в Министерство социально-демографической и семейной политики. В общей сложности за два дня я провела как минимум 7 долгих бесед, и уже под конец дня 16 декабря получила твердое заверение в том, что меня выслушает заместитель министра. Но звонить ему не пришлось. Потому что на утро позвонила Елена Нечаева и сообщила, что ее просят приехать из Тольятти в Самару по приглашению вице-губернатора.

18 декабря

Из письма Елены Нечаевой:

«Сегодня 18.12.2013, я думаю, один из самых счастливых дней в моей жизни!!!! Мы приехали с мужем в Самару, в Дом правительства. Встретили приветливые секретари, проводили, подсказали, объяснили. Проводили к вице-губернатору, Овчинникову Дмитрию Евгеньевичу. Мы поговорили, он все записал и пообещал, что обязательно поможет и в течение 3 месяцев у нас будет свое жилье!!!! Он пообещал, что в течение этих 3 месяцев нас не будут беспокоить по задолженности квартирных хозяев и не отключат от коммунальных услуг!!! Сейчас мы в ожидании чуда. Спасибо вам!»

8 января 2014 года

Из письма Елены Нечаевой:

«… Вот прошли новогодние праздники, мы жили все это время в прекрасном настроении, никакие коллекторы больше не приходили, но сегодня пришел участковый. Дал срок — 10 дней, а потом нас выселят, МЧС вскроет квартиру, выкинут все вещи».

Советую Елене звонить в приемную вице-губернатора.

23 января

Из письма Елены Нечаевой:

«Нам помогли найти другую квартиру и оплатили ее на 2 месяца вперед. Я начинаю верить чиновникам. Наша новая съемная квартира вся забита мешками и коробками, толком не разбираем, потому что верим: нам скоро выделят не съемную, а свою квартиру. Мы очень надеемся, что выделят как минимум 78 квадратных метров, потому что 60 положено на четверых членов семьи, и 18 — ребенку-колясочнику. Мы верим и ждем».

Галина Мурсалиева
обозреватель «Новой»

Редакция присоединяется к ожиданиям и надеждам семьи Нечаевых-Бабич. Мы будем  и дальше следить за ситуацией

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дети в новогодних костюмах: "Снегурочка" и "Чернокожий мальчик" с лентой "Независимость Африке". СССР ...
Ненависть, страх, паника, жажда мести, гнев. Именно такие чувства в основном испытывают жители России по отношению к Правому Сектору. Эта организация стала известнейшей и наиболее упоминаемой  в Интернете политической организацией. В марте словосочетание "Единая Россия" набиралось в п ...
По причине пятницы и того, что после отпуска работается как-то прям особенно тяжело, я поленился что-то писать. Зато откликнулся на предложение Опарыша попиздеть немного в микрофон про ЧП и Нуменор. Языком болтать, как известно - не мешки ...
Раз морозною зимой в тёплой шубе меховой шёл наш Пух к себе домой. Шёл он шёл к своей берлоге по просёлочной дороге и, шагая через мост наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел тёмный лес и наш Пух с испугу вмиг на сосну большую ...
Тайное правительство потирало руки смотря как в Европе веселились мигранты из Ближнего Востока и Северной Африки. Европейцы тратили огромные средства на мигрантов, а они, в свою очередь бесчинствовали и ебли мозг (зачастую и не только мозг) обывателям. Только Россия с её нетолерантным ...