Пешка, не ставшая ферзем

топ 100 блогов vikond6522.12.2024 Пешка, не ставшая ферзем 7.VI-100.-Risunok..jpg

Ровно 85 лет назад, 22 декабря 1939 года, впервые поднялся в воздух один из самых известных советских самолетов времен войны, точнее, — его непосредственный предшественник. В этот день начались летные испытания прототипа двухмоторного истребителя ВИ-100, он же — "Сотка", сделанного по проекту Спецтехотдела НКВД (сокращенно — СТО, отсюда цифровой индекс машины), в котором работали заключенные "враги народа" под руководством "немецкого шпиона, вредителя и саботажника" В.М. Петлякова.

Самолет предназначался для перехвата стратосферных бомбардировщиков на высотах порядка 12 километров, поэтому в техзадание было заложено требование оснастить его турбокомпрессорами и гермокабинами. Однако весной 1940 года взгляды советского военно-политического руководства на будущую войну резко поменялись. Начальство решило, что дальний высотный перехватчик в ней не понадобится, зато понадобится в больших количествах скоростной пикирующий бомбардировщик.

Петлякову дали команду срочно переделать машину, причем на работу отвели всего полтора месяца. Для упрощения и удешевления конструкции от турбокомпрессоров и гермокабин решили отказаться, из-за чего потолок машины упал с 12200 до 8700 метров, но для пикировщика это сочли достаточным. Впрочем, достаточно надежных и безотказных турбокомпрессоров в СССР все равно не было.

В июне 1940 года самолет под новым индексом ПБ-100, впоследствии (после освобождения Петлякова) замененным на Пе-2, приняли на вооружение и запустили в серийное производство на московском авиазаводе №22. Он выпускался всю войну, сперва в Москве, а потом — в Казани, став самым массовым советским бомбардировщиком, несмотря на целый ряд серьезных недостатков, снижавших его эффективность. На мой взгляд, ставка на эту машину оказалась одной из крупнейших ошибок командования РККА в области развития авиации, причем эта ошибка так и не была исправлена.

По всем параметрам, кроме небольшого преимущества в максимальной скорости, Пе-2 проигрывал разработанному одновременно с ним бомбардировщику Архангельского Ар-2. Но именно это небольше преимущество стало решающим аргументом в пользу петляковской машины, несмотря на меньшую дальность полета, более низкий потолок, меньшую бомбовую нагрузку и гораздо более высокую сложность управления в сравнении с Ар-2. Порой создается впечатление, что у тогдашних советских "вождей" имел место некий "скоростной фетишизм". Они были уверены, что более быстрая машина в любом случае лучше более медленной, и не важно, какой ценой куплено это преимущество.

У "сотки" и у Пе-2 более высокая, чем у Ар-2, скорость обеспечивалась за счет применения специального ламинизированного профиля крыла, обладающего меньшим аэродинамическим сопротивлением, но при этом имеющего худшее аэродинамическое качество на малых скоростях, что делало самолет весьма опасным на взлете и посадке. Особенно, если в кабине сидел летчик не очень высокой квалификации.

"Пешки" часто бились при заходе на посадку, а взлетать с максимальной бомбовой нагрузкой в одну тонну разрешалось только самым опытным пилотам. Остальные брали всего по 500-700 кг, что являлось смехотворно низкой величиной для многоместного двухмоторного бомбардировщика. При этом у Ар-2 стандартная бомбовая нагрузка составляла полторы тонны.

Пе-2 на испытаниях достиг скорости 540 км/ч, Ар-2 - 512 км/ч. Такая разница хорошо заметна в таблицах ТТХ, однако, на практике она не имела значения, поскольку максимальная скорость самого массового на момент начала войны немецкого истребителя Bf.109F достигала 620 км/ч, а у появившегося в 1942 году Bf.109G - 640 км/ч. Таким образом, оба они без особых проблем догоняли как "арку", так и "пешку".

Еще менее выигрышно смотрится Пе-2 на фоне появившегося чуть позже него туполевского фронтового бомбардировщика Ту-2, которому "пешка" фатально проигрывала по всем параметрам, из-за чего сразу после окончания войны ее сняли с производства и с вооружения, а Ту-2 продолжал выпускаться и еще пять лет оставался в строю. Однако во время войны "пешек" наштамповали свыше 11 тысяч, большинство из которых было потеряно, а Ту-2 — всего лишь 472 штуки. И это совсем не радует.

На заставке — прототип ВИ-100 с турбокомпрессорами.

ВИ-100_фот.jpg

Пешка, не ставшая ферзем 3.Opytnyj-vysotnyj-istrebitel-VI-100..jpg
Прототип истребителя ВИ-100. В точном соответствии с "теорией Туполева" - красивая машина.

Пешка, не ставшая ферзем 1a.Pe-2-pervoj-serii.-1940-g..jpg
Пе-2 первой производственной серии, выпущенный в 1941 году.

Пешка, не ставшая ферзем 2911936_original.jpg
Пе-2 образца 1941 года на лыжном шасси.

Пешка, не ставшая ферзем color-pe-2.jpg
Пе-2 образца 1942 года (Пе-2ФТ) в зимнем и летних камуфляжах.

Пешка, не ставшая ферзем 00064103.jpg
Бомбардировщик Ар-2.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
21 февраля 2024 года Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод (КАЗ) имени С.П. Горбунова - филиале ПАО «Туполев» ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») в Казани, где ему были продемонстрированы четыре модернизированных ...
Платное образование. http://news.mail.ru/politics/3714447/В России введут платное среднее ...
Никто никогда не задумывался о том,  почему  в определенный момент нашей истории  начали создаваться,  отпочковываться и плодиться различные религии,  а вместе с ними появились и религиозные войны,  ибо  носители этих религий  начали ...
Зря наезжал. Чудесные люди! Ручную кладь не только необязательно сдавать, а даже и взвешивать не надо — джентльмены верят на слово. Бумажка с номером места выдалась при прохождении турникета перед рукавом. Даже не знал, что в турникете есть встроенный принтер. А на борту частично ...
Уверенна, что тот, о ком пойдет речь в вопросе – не прочтет  этот пост, ибо он не знает о моем существование на этом ресурсе. А дело вот в чем. Я часто читаю стихи, статьи, отрывки книг пишущих людей. Просто когда просят оценить, ...