Не родись красивым


Широко известна "крылатая" фраза авиаконструктора А.Н. Туполева (хотя, иногда ее приписывают А.С. Яковлеву, Роберту Бартини и даже О.К. Антонову): "Некрасивые самолеты не летают" (вариант: "Хорошо летают только красивые самолеты"). Ее часто цитируют, когда хотят похвалить тот или иной красивый, по мнению цитирующего, летательный аппарат, либо — наоборот, обругать некрасивый. Между тем, если вдуматься, в этой фразе нет никакого смысла.
Во-первых, красота — понятие относительное и целиком зависящее от субъективных эстетических предпочтений оценщика. Как говорится, одному нравится поп, другому — попадья, а третьему — свиной хрящик. А Во-вторых, эстетика и аэродинамика — понятия, никак между собой не связанные. И далеко не всегда то, что кажется красивым, одновременно с этим имеет высокие летные качества. Или — наоборот.
А вспомнил я об этом сегодня, потому что ровно 88 лет назад, 21 декабря 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип самолета "Юнкерс" Ju.88, который мало кто считал эталоном красоты и изящества. Однако эта машина стала одним из лучших и наиболее успешных бомбардировщиков Второй мировой войны.
В 1940 году у нас в НИИ ВВС проходил испытания закупленный в Германии экземпляр Ju.88. И в отчете об этих испытаниях есть необычная для подобных документов фраза: "Самолет выглядит довольно уродливо, но при этом хорошо летает и легко управляется". Как видно, довлело над нашими инженерами и испытателями туполевское заблуждение (хотя сам Туполев уже сидел в "шарашке"), а его несоответствие с реальностью вызвало у них когнитивный диссонанс.
Между тем, дальнейшим развитием Ju.88 стал принятый на вооружение в 1943 году "головастик" Ju.188, выглядевший еще более нелепо и неказисто, но при этом обладавший еще более высокими летно-тактическими характеристиками. В общем, красота в авиации — дело далеко не главное.

Первый прототип Ju.88V-1 в испытательном полете.

Третий прототип Ju.88V-3.

Серийный Ju.88A-1, проходивший в 1940 году испытания в НИИ ВВС.

Ju.88А-5, Балканский фронт, май 1941.

Ju.188.
|
</> |