Первый в космосе: Режиссеру «Вызова» Климу Шипенко исполнилось 40 лет

топ 100 блогов okkomovies16.06.2023

Имя Клима Шипенко — одно из самых громких в современном отечественном кинематографе. Он удачно экранизировал бестселлер «Текст», снял популярную народную комедию «Холоп» и даже слетал в космос, где создал амбициозный «Вызов» с Юлией Пересильд. За 14-летнюю карьеру Шипенко доказал, что способен одинаково удачно работать в самых разных жанрах, от ромкома до триллера. Сегодня режиссер празднует 40-летие, и мы вспоминаем самые важные этапы его карьеры.

Первый в космосе: Режиссеру «Вызова» Климу Шипенко исполнилось 40 лет Persona Stars/Legion-Media
Persona Stars/Legion-Media

Учился в США, реализовался в России

Клим Шипенко родился в 1983 году в творческой московской семье. Его отец Алексей — известный театральный драматург, в 90-е годы эмигрировал в Германию. Клима воспитывала мама Валерия, работавшая в Останкино директором телепрограмм. В павильонах телецентра мальчик часто проводил время после школы. Сегодня режиссер в шутку называет себя «сыном останкинского полка».

Если в детстве Клим грезил о телевидении, то к 16 годам утвердился в желании изучать кинематограф. В старших классах он уехал в мировую столицу этого искусства — Лос-Анджелес, где окончил школу. Кинопроизводство парень изучал в Калифорнийском университете в Нортридже, а параллельно проходил актерские курсы.

Первый в космосе: Режиссеру «Вызова» Климу Шипенко исполнилось 40 лет

Однако карьера за границей не сложилась — Клима тянуло рассказывать истории о постсоветском пространстве. В 2004 году он вернулся в Россию, начав работать на Первом канале режиссером передачи об автомобилях, а уже через пять лет вышел его полнометражный дебют.

Подражал Гаю Ричи и вдохновлялся газетными заметками

В 2009 году в рамках Московского кинофестиваля показывают дебют режиссера — криминальную драму «Непрощенные». Действие разворачивается в Севастополе, втором родном городе режиссера после Москвы, куда в юности он приезжал каждое лето.

Фильм рассказывает о группе авантюристов, решивших провернуть грязное дельце для властной «крестной мамы» (Татьяна Васильева). Сценарий был основан на реальных событиях, драматизм которых выкручен на максимум. Режиссер хотел снять «11 друзей Оушена» в знакомых отечественному зрителю реалиях. Получилось достаточно стильное подражание Голливуду, к сожалению, со слабым сценарием. Но после выхода картины стало понятно — у молодого режиссера есть вкус и отличное чувство жанра.

Кадр из фильма «Кто я?», реж. Клим Шипенко, 2010
Кадр из фильма «Кто я?», реж. Клим Шипенко, 2010

Год спустя Шипенко выпустил еще один фильм о Севастополе — драму «Кто я?» с Александром Яценко и Жанной Фриске. Сценарий родился из небольшой газетной заметки о парне с амнезией, найденном на вокзале. Историю режиссер мастерски раскрутил в захватывающий детектив с нелинейным повествованием и неожиданным финалом.

Помог нам снова полюбить космоc

В 2017 году вышел первый фильм Клима Шипенко о космическом пространстве, «Салют-7». В нем идет речь о реальной рискованной миссии советских космонавтов в исполнении Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко. Их цель — спасение орбитальной станции и чести родной космонавтики. Снятую в павильоне драму неоднократно сравнивали с «Гравитацией» Альфонсо Куарона, и не зря. При бюджете всего в 400 миллионов рублей Шипенко удалось вывести отечественные истории про космос на новый уровень — визуал не стыдно сравнить с голливудским фильмом. Драма получила несколько наград, в том числе «Нику» за лучшую операторскую работу. К тому же сценаристам Наталье Меркуловой и Алексею Чупову удалось рассказать историю о настоящем подвиге без излишнего пафоса, показав советских космонавтов обычными людьми, оказавшимися в непростых обстоятельствах.

Первый в космосе: Режиссеру «Вызова» Климу Шипенко исполнилось 40 лет

В 2023 году в прокат вышел фильм Клима Шипенко «Вызов» — беспрецедентный фильм в истории мирового кино. Режиссер и актриса Юлия Пересильд отправились на настоящую космическую станцию, где жили и снимались бок о бок с космонавтами. Шипенко проявил себя как настоящий профессионал — он самостоятельно снимал все сцены на МКС и, по сути, заменил собой целую съемочную команду.

В итоге от истории о том, как Пересильд в роли хирурга отправляется спасать жизнь человека в безвоздушном пространстве, оторваться невозможно, хоть она и идет три часа. Не менее интересно и захватывающе смотрится и документальный сериал о съемках хита в космосе.

Подарил народную комедию в лучших традициях советского кино

В декабре 2019 года вышла комедия «Холоп», уже вошедшая в историю отечественного кино как самый кассовый фильм — сборы в кинотреатрах составили более трех миллиардов рублей и были побиты лишь «Чебурашкой» в 2023-м.

«Шоу Трумана» по-русски о мажоре, которого перевоспитывают, создав симуляцию царской России, сравнивают с шедеврами Гайдая и Рязанова. У фильма и правда есть все главные составляющие хита: узнаваемые актеры, стильный средневековый сеттинг (сложно не вспомнить «Ивана Васильевича»), запоминающийся саундтрек, мораль и, главное, юмор.

Первый в космосе: Режиссеру «Вызова» Климу Шипенко исполнилось 40 лет

Честно рассказал о современной России и нашей зависимости от гаджетов

В 2019 году вышел еще один успешный фильм Шипенко, экранизация романа Дмитрия Глуховского (признан Министерством юстиции России иноагентом) «Текст» и полная противоположность развлекательного «Холопа». По слухам, за постановку драмы боролись известные продюсеры, в том числе, Тимур Бекмамбетов, который хотел превратить ее в свой любимый жанр — скринлайф.

В центре сюжета — простой парень Илья Горюнов с окраины Москвы (Александр Петров), которого отправили в колонию, подкинув наркотики. Вернувшись на волю, он мстит обидчику-полицейскому (Иван Янковский), отняв у него жизнь — в буквальном и в переносном смысле. Завладев телефоном офицера, герой начинает переписываться с его семьей и девушкой (Кристина Асмус), вступает в опасную криминальную игру и встает перед тяжелым моральным выбором.

Александр Петров (слева) и Дмитрий Глуховский, автор оригинального романа и сценария, в небольшой эпизодической роли (справа), кадр из фильма «Текст», реж. Клим Шипенко, 2019
Александр Петров (слева) и Дмитрий Глуховский, автор оригинального романа и сценария, в небольшой эпизодической роли (справа), кадр из фильма «Текст», реж. Клим Шипенко, 2019

Мрачная драма о беззаконии и бунте маленького человека стала настоящим срезом жизни современной России. Мистическим образом она перекликается с историей журналиста Ивана Голунова, почти что тезки главного героя. Возможно, поэтому Министерство культуры и Фонд кино отказали фильму в финансовой поддержке — продюсерам пришлось самостоятельно искать деньги на съемки. В итоге при бюджете в 75 миллионов рублей в прокате драма собрала более 350 миллионов.

Рассказывая эту историю, режиссер избегал компромиссов: картина славится обилием ненормативной лексики и одной из самых откровенных постельных сцен в истории российского кино, которую обсуждал весь рунет. Хотя за участие в ней актриса Кристина Асмус получила волну осуждения онлайн, роль стала для нее одной из ключевых в карьере.

Показал банальность зла и стал российским Ридли Скоттом

Хотя Шипенко работает в разных жанрах, в его фильмах прослеживаются общие мотивы. Главные герои часто соблазняются богатством, которое дается им слишком легко. В «Тексте» это происходит с молодым офицером ФСИН, которого опьяняет и развращает власть. В драме «Как поднять миллион. Исповедь [email protected]» — и вовсе с обычным старшеклассником, а в «Холопе» — с типичным представителем столичной золотой молодежи. Сами по себе эти персонажи не плохи и не хороши — они обычные и даже обаятельные люди, зацикленные на собственном благополучии и поддавшиеся соблазнам.

Говоря о фирменном стиле Шипенко, можно вспомнить голливудского мастера Ридли Скотта — он тоже успешно работает в разных жанрах. Не зря Шипенко получил образование в США, где научился идеально подстраивать историю под впечатляющую героическую эпопею, попкорн-боевик или легкое кино выходного дня. При этом отечественный режиссер сохранил крепкую связь с корнями и способность использовать российский контекст в качестве базы для сюжета. Если его первые фильмы и смотрятся как подражание Западу, то поздние сохраняют уникальность при международном уровне кинопроизводства.

Кадр из фильма «Текст», реж. Клим Шипенко, 2019
Кадр из фильма «Текст», реж. Клим Шипенко, 2019

Доказал, что можно снимать крутое кино как с поддержкой государства, так и без

Удивительно, но факт: Клим Шипенко умудрился снять большие кассовые проекты без поддержки Фонда кино. Фильмы «Текст» и «Холоп» финансировались продюсерской компанией Yellow, Black and White и более чем оправдали кассовые ожидания.

Кадр из фильма «Вызов», реж. Клима Шипенко, 2023
Кадр из фильма «Вызов», реж. Клима Шипенко, 2023

В случае Шипенко встретились две натуры: настоящий автор, уверенный в своем предназначении, и отлично чувствующий тренды продюсер. Нам, зрителям, остается ждать новых картин режиссера — уверены, получится что-то интересное.

Текст: Кира Голикова


Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
К этому Новому году у нас в квартире не только была наряжена ёлка, но и 29 января мы с С. на гвоздиках повесили на деревянную балку, условно разделяющую кухню/столовую и гостиную гирлянду из лампочек. И если ёлку мы собираемся скоро уже убирать, то гирлянду вполне можно и оставить: с ней ...
Вот действительно - откуда такой безумный страх? Если представить аналогичную ситуацию в СССР, ничего подобного не произошло бы. Скорее всего, приняли бы жесткие меры, подобные китайским, быстро (скорее, чем сейчас) разработали бы вакцины, и все закончилось бы хорошо. Похожих эпидемий в ...
О Совеге узнал совершено случайно, когда изучал материал по училищу им. Чижова, что в трёх верстах от Чухломы. Вычитал, что в советские годы в общежитии училища круглый год проживало множество ребят из некой Совеги. Лишь на каникулы их отправляли домой, причём авиарейсом на АН-2, он ...
вадим ковбаса: Моего знакомого, дончанина, остановили на блокпосту ДНР. Чем-то не понравился. Посадили в подвал. Забрали машину, ключи от квартиры и вынесли все, вплоть до посуды. Потом отпустили. Вот такая она, "народная власть". Мариуполь два месяца побыл под этой властью и уже не хочет ...
Никакого особого повода собраться харьковской хунте на многострадальном харьковском паровозном заводе имени Малышева не было. Ничего вроде бы в войска не передавалось, заграница тоже молчит. Тут скорее другое – отсутствие перспективы явно на лицо – таиландский заказ уже готов, пять ...