рейтинг блогов

Первый "мессер"

топ 100 блогов vikond6512.07.2022 Первый мессер

Ровно 85 лет назад, 12 июля 1937 года, над Мадридом состоялось одно из крупнейших воздушных сражений испанской гражданской войны. 37 советских истребителей: три эскадрильи И-16 под командованием летчиков Лакеева, Шевцова и Виноградова, а также эскадрилья Еременко, воевавшая на бипланах И-15, в районе дворца Эскориал вступили в бой с большой группой "Фиатов".

Как наши, так и франкисты, решали одну задачу - зачистку неба от вражеских воздушных патрулей для обеспечения предстоящих действий бомбардировщиков. И, как это нередко бывало, обе стороны объявили себя победителями. Советским летчикам засчитали девять воздушных побед и ровно столько же завили франкисты, доложившие о сбитии пяти И-15 и четырех И-16.

Однако на самом деле каждая из сторон потеряла всего лишь по одному самолету. У республиканцев был сбит американский доброволец Гарольд Даль, входивший в одну из советских эскадрилий. Он выпрыгнул с парашютом, но ветром его унесло за линию фронта и летчик попал в плен. А у франкистов погиб Нарцисо Бермудес де Кастро - опытный пилот, воевавший с начала конфликта и имевший на счету четыре воздушные победы. Еще одной ему не хватило, чтобы стать асом.

Этот бой имел продолжение: вскоре в небе появилась две эскадрильи республиканских легких бомбардировщиков Р-5 летевшие бомбить вражеские войска. И одновременно с запада прилетела эскадрилья "Мессершмиттов" из германского легиона "Кондор". "Мессеры" напали на бомбардировщики и успели подбить одну машину, совершившую вынужденную посадку, прежде чем сами попали под удар "ишаков".

Один из "кондоров" - унтер-офицер Гвидо Хёнесс неосмотрительно попытался уклониться от атаки, заложив вираж, но он не учел, что советский истребитель обладал более высокой горизонтальной маневренностью. Летчик Пётр Бутрым, сидевший в кабине И-16, развернулся круче и поймал врага в прицел. Очереди пулеметов ШКАС вспороли фюзеляж "Мессершмитта", который опрокинулся на бок, вошел в пике и с высоты 2,5 километра врезался в землю.

Очевидно, летчик был убит или тяжело ранен, поскольку парашютом он не воспользовался. Гвидо Хёнесс стал первым из тысяч пилотов "мессершмиттов", погибших в воздушных боях с советскими пилотами. Немцы в свою очередь заявили три фальшивые воздушные победы над И-16 (что интересно, в западной авиационно-исторической литературе эти "победы" фигурируют до сих пор), хотя, на самом деле им не удалось сбить ни одного.

Таким образом, наши и франкисты в тот день преувеличили свои успехи в девять раз, а немцы - втрое. Впрочем, это неудивительно и вряд ли летчиков можно обвинить в сознательной лжи. Непроизвольному завышению числа побед способствовали вполне объективные факторы, такие как технические свойства самолетов и их вооружения.

Дело в том, что к середине 1930-х годов прочность и живучесть боевых самолетов, а также - скорости и дистанции воздушных боев значительно увеличились по сравнению с Первой мировой войной, когда истребители делали "из палочек и тряпочек". Однако вооружение фактически осталось тем же - два, максимум - четыре пулемета винтовочного калибра. Практически не улучшились и прицельные приспособления, по-прежнему использовались примитивные рамочные прицелы и "телескопы" с очень малым углом обзора.

Все это приводило к тому, что относительно Первой мировой войны значительно снизился процент попаданий, а сами попадания наносили меньший ущерб. Самолеты нередко возвращались из боев с десятками прострелов. Но любой пилот, видя, как его пулеметная очередь поразила цель, которая резко пошла вниз (летчики часто уходили из-под огня пикированием), пребывал в полной уверенности, что враг сбит, о чем и докладывал по возвращении.

И таких "сбитых" с обеих сторон были сотни. Поэтому для составления объективной картины любые заявки на победы, в том числе - официально засчитаные, необходимо тщательно сверять с данными о потерях противоположной стороны. Приписывать победы очень легко, а скрывать потери (разумеется, если речь идет не о пропаганде, а о штабных документах, не предназначенных для широкой публики) - гораздо сложнее, да и попросту бессмысленно.

Первый мессер
Франкистский "Фиат" CR-32/

Первый мессер
"Мессершмитт" Bf-109B из легиона "Кондор".

Первый мессер
И-16 в бою с "Мессершмиттом". 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вы вот что обычное едите на завтрак? Ниже три варианта, а также опрос, что бы вы выбрали:). Варианты - не завтракаю и "другое" имеют право быть, но вне рамок данного опроса:) View Poll: Любимый завтрак 1. Омлет с беконом и луком 2. Овсяная каша с голубикой ...
Первыми признаками приближающейся тектонической катастрофы, как утверждает знаменитый американский пророк Э. Кейси, будет увеличение сейсмической активности в районе Тихого океана (возможно,  землетрясение  в Японии)и Средиземного моря ...
Фото тех самых ребят, которые были отмечены грамотами и подарками за успехи в учебе, спорте и евроинтеграции. Открытые и искренние лица, нет никакого напряжения во взгляде и это очень примечательный факт. Далас беркате вахар лолда шун. Жаль, что вряд ли кто либо из них вернется на ...
Докладывает из Турции, с Принцевых островов. Домик Лейб Давидовича Бронштейна, о 18 комнатах. Там революционер сбежав от кровавого Терана Сталина, влачил свое жалкое существование. Домик спасил его внук, бухая с сотоварищами. ...
Открытие железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем состоялось в 1994 году. Благодаря этому чуду инженерной мысли у людей появилась возможность преодолеть расстояние от Лондона до Парижа всего за 2 часа 15 минут. Однако тоннель не сразу строился: идея этого проекта возникла на рубеже XVIII ...