Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс

топ 100 блогов volynko22.05.2023

18 июня 1937 года начался первый в мире беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Его совершили советские лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25.

Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков. Фото: ЦГАМО
Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков. Фото: ЦГАМО

Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва–Тула–Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях.

Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море
Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море

Третья попытка закольцевать маршрут также стала неудачной − из-за погоды самолету пришлось сесть не в Москве, а в Харькове. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км.

Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва–Америка
Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва–Америка

Утром 18 июня они покинули подмосковный аэродром Щелково и взяли курс на Северный полюс. Самолёт летел в экстремальных условиях, так как на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. 

Серия марок 1938, апрель-июнь. Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс, Маршрут экспедиции номер по каталогу №595, номинал — 10 коп.,
Серия марок 1938, апрель-июнь. Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс, Маршрут экспедиции номер по каталогу №595, номинал — 10 коп.,

В системе охлаждения мотора закончилась вода, и в любую минуту мог испортиться двигатель. Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали.

Серия марок 1938, апрель-июнь. Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс, Маршрут экспедиции номер по каталогу №596, номинал — 20 коп.,
Серия марок 1938, апрель-июнь. Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс, Маршрут экспедиции номер по каталогу №596, номинал — 20 коп.,

Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута.

Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс

Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков.

Приземление АНТ-25 в американском Ванкувере
Приземление АНТ-25 в американском Ванкувере
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу №600/1, номинал — 20 коп.
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу №600/1, номинал — 20 коп.

АНТ-25 не смог дотянуть до запланированного Западного побережья США из-за нехватки топлива, так как в полете пришлось сделать большой крюк. 20 июня самолет благополучно приземлился на военном аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон. 

Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км (из них 8504 по прямой) за 63 часа 16 минут.

Американцы восторженно встретили летчиков. 

Среди встречающих были советский посол в США А.А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. Американский президент Ф.Д. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома. 

Участники полета с послом СССР в США А. Трояновским
Участники полета с послом СССР в США А. Трояновским

А менее чем через месяц второй АНТ-25 с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина, учтя предыдущий опыт, полностью выполнил запланированный полет.

М.М.Громов накануне старта Москва-Северный полюс-США на самолетеАНТ-25-1
М.М.Громов накануне старта Москва-Северный полюс-США на самолетеАНТ-25-1
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу №600/1, номинал — 20 коп.
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу №600/1, номинал — 20 коп.

12 июля 1937 года в 3.23 экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север.

 Первым за штурвал сел командир экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев.

 Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуеву, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.

1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу №599/1, номинал — 10 коп.
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу №599/1, номинал — 10 коп.

Штурман Данилин сбросил вымпел и самолёт продолжил свой путь. Менее, чем через сутки полёта был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял курс на Тихий океан.

Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Ажелосом и другими городами.

 Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман.

Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг - до Мексики. 

Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто лётчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. 

Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. самолёт преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд. 

М.М.Громов, С,А.Данилин, А.Б.Юмашев у самолета АНТ-25
М.М.Громов, С,А.Данилин, А.Б.Юмашев у самолета АНТ-25

После перелёта экипаж совершил трёхнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с президентом Рузвельтом.

Громов, Данилин и Юмашев в Лос-Анжелесе
Громов, Данилин и Юмашев в Лос-Анжелесе

Мэр Лос-Анжелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почётными гражданами города.

Фото самолета АНТ-25-1 после приземления в Сан-Джасинто с автографом М.М.Громова
Фото самолета АНТ-25-1 после приземления в Сан-Джасинто с автографом М.М.Громова

За этот перелёт Юмашеву Андрею Борисовичу 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль "Золотая Звезда" № 54.

Москва встречает Героев — Громова, Данилина и Юмашева
Москва встречает Героев — Громова, Данилина и Юмашева
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу № 601/2, номинал — 50 коп.
1938, апрель. Второй беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс В.Завьялов. Фототипия на плотной бумаге. На марках портреты участников перелета — М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина. номер по каталогу № 601/2, номинал — 50 коп.

Этим экипажем были установлены мировые рекорды дальности по прямой линии (10 148 км) и дальности по ломаной линии (11 500 км).

Межконтинентальные полеты АНТ-25 убедили весь мир, что советская авиапромышленность способна создавать технику высочайшего уровня и что в СССР есть пилоты высокого класса, которым покоряются любые пространства.

Полет легендарного чкаловского экипажа, открывший северный авиапуть, которым сегодня летают комфортабельные пассажирские авиалайнеры, был подготовлен лучшими умами страны во главе с выдающимися авиаконструкторами А.Н. Туполевым и П.О. Сухим.

Этот пост был опубликован 2 года назад!

В статье использованы марки из коллекции volynko

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не признаю как легитимный документ, подписанный ночью, втихую от всех людей, без совета с гражданами. Я не признаю как лидеров тех, кто с гражданами не открыт о своих действиях. Те, кто втихую подписали соглашение о Болотной - не мои союзники в ...
Вообще забавная манипуляция с этим «не мужик». Чуть-чуть отвлекаясь, строго на одну картинку Далее манипулятивный прием «не мужик» мы не рассматриваем. Я что собственно имею сказать, я не ангел, я тот еще козел. Но блин, надо же думать головой хотя бы трезвой . Я молчу про интуицию, ...
У моей свирепушшей , хвостущей , зубастушшей жверюги родились на днях щенки. Ручки на них есть, так что усе в порядке. КотЭ ф шоке. 10 лет никому не позволяла себя охмурить, а ведь какие мальчики ухаживали!))) роскошнейшие породистые кобельки. И ...
Принцесса! Прин-цес-саааа! - заорали под окнами. - Прекрасная принцесса здесь живет? Она раздраженно вздохнула и высунулась из окна: - Чего тебе?! Внизу стоял принц. Обыкновенный прекрасный принц, конь в комплекте. Принц задрал голову: - Принцесса, ...
Видимо, единственный в истории живописи взгляд на мир глазами Бога — с креста. Художник Жак-Жозеф (Джеймс) Тиссо (1836-1902). «Что видел Иисус Христос с ...