Первая в мире цветная революция
otrageniya — 19.12.2018Бузят французы. Аналитики проводят параллель между протестами в Париже и цветными революциями, волна которых прокатилась по всему миру в конце XX и начале XXI века. Многие уверены, что Соединенные Штаты просто загоняют Париж в стойло и делают это максимально показательно, чтобы отбить смелость у других стран Европы, которые стали все чаще размышлять о суверенитете и независимости.
Но обсуждать это мы не будем! Не допустим никакой политоты на страницах «Отражений»!!! Только информация об одном очень интересном, но практически неизвестном событии в истории!
Знаете ли Вы когда и где США предприняли первую попытку провести цветную революцию? Вряд ли догадаетесь. Почему-то о тех событиях, которые потрясли весь мир, вспоминают крайне редко.
С громким пением десятки тысяч людей, держа в руках одноцветные знамена и дубинки, маршировали колоннами по улицам столичного города. Окружив здание высшего законодательного органа страны до начала его заседания, они встречали одних парламентариев приветственными криками, других же - оскорблениями, а порой и тумаками. А вечером эти же люди двинулась к жилым кварталам города, творя, при попустительстве сил правопорядка, погромы и поджоги зданий. В считанные часы столица страны погрузилась в хаос. Эти события разыгрались не в ходе "оранжевой" революции или подобных потрясений начала XXI века, а 237 лет назад в Лондоне.
По словам английского историка Р. Блэка, в июне 1780 года "Лондон сошел с ума". Описывая эти события, английский историк Х. Баттерфилд писал: "Многие люди не представляют себе, что в период от 1780 года и вплоть до войны, начавшейся в 1939 году, трудно найти пример европейской столицы, в которой совершались бы подобные сцены".
Но удивительно, об этих событиях, которые потрясли Англию и весь мир в 1780 году, вспоминают крайне редко. Мало говорят об этом даже в английской исторической литературе.
- Если бы не авторитет и талант Чарльза Диккенса, который осветил этот эпизод в одной из своих художественных книг, он, вероятно, был бы вычеркнут из истории.
Революция по сценарию Бомарше
На протяжении пяти лет до июня 1780 г. бурные события, которые волновали Англию, совершались далеко за ее пределами - в ее североамериканских колониях, где вооруженные стычки местного населения с английскими войсками переросли в восстание.
Сначала английская колониальная армия, в рядах которой было 20 тысяч солдат и офицеров, наносила поражения повстанцам. Англичанам помогали индейцы, которых уже на протяжении полутора столетий беспощадно уничтожали американские колонисты.
Первоначально в повстанческих отрядах состояло около 5 тысяч человек из 2,5 миллионов американцев. Постоянная, плохо оплачиваемая служба в плохо одетой и плохо накормленной армии Вашингтона вызывала отвращение. И хотя американцы в принципе желали победы, они не видели необходимости участвовать в боевых действиях. Александр Гамильтон писал в раздражении: "Наши соотечественники проявляют глупость осла и пассивность овцы... Они не готовы стать свободными... Если мы будем спасены, то нас спасут Франция и Испания".
Действительно, ситуация стала меняться после того, как повстанцы получили помощь извне. Ее инициатором стал Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Этот талантливый писатель, разведчик, карточный шулер и работорговец, сыграл в рождении американской нации немалую роль. Находясь в Лондоне в качестве тайного агента французского короля, Бомарше узнал от английского министра иностранных дел Рошфора о восстании в американских колониях.
В своих тайных донесениях в Париж Бомарше настойчиво предлагал Людовику XVI оказать экстренную помощь американцам, восставшим против врага Франции - британского короля.
Не дожидаясь королевского решения, Бомарше создал за свой счет торговый дом "Родриго Орталес и компания". Он приобрел для нужд "дома" сорок кораблей, включая 60-пушечный бриг. Очевидно, Бомарше считал, что его вложения с лихвой окупятся не только за счет доходов от продажи оружия, но и в результате торжества американской революции. В то же время Бомарше не прекращал убеждать Людовика XVI в необходимости оказать помощь восставшим американцам, ссылаясь на государственные интересы Франции. Аргументы Бомарше возымели свое действие. 10 июня 1776 года Людовик XVI ассигновал миллион ливров на поддержку восставших и разрешил направить им оружие из французских арсеналов.
Тем временем Бомарше направил конгрессу североамериканских колоний письмо, в котором сообщал о своем намерении поддержать восстание. К письму прилагался перечень товаров, направлявшихся "домом Родриго Орталес". Их было достаточно для экипировки двадцати пяти тысяч человек". Лишь после того, как эти вести достигли берегов Америки, 4 июля 1776 года собравшиеся в Филадельфии представители 13 восставших колоний в своей Декларации провозгласили независимость "Соединенных Штатов Америки".
Конгресс США через своего представителя в Париже видного ученого, писателя и публициста Бенджамина Франклина обратился с просьбой к Людовику XVI подписать союзный договор между США и Францией. На следующий год в войну на стороне США вступила Испания, которая превратила Новый Орлеан в базу снабжения Штатов. А в 1780-м к проамериканской коалиции присоединились Нидерланды а Екатерина II объявила о создании Лиги вооруженного нейтралитета, что позволяло ее участникам вести торговлю с США под предлогом нейтральной позиции.
Ныне многие американцы забывают, что их республиканский режим "свободы и демократии" завоевал свою независимость благодаря внешней помощи со стороны европейских монархий.
Тайный фронт
И все же, несмотря на внешнюю помощь американским мятежникам, англичане не уступали им, удерживая в своих руках главные города колоний. Отряды же повстанцев, не привычных к тяготам войны, редели.
Однако к тому времени у руководства американского восстания появились надежды нанести удар по англичанам с тыла, открыв тайный фронт с помощью своих единомышленников в Англии. Известно, что во главе американского восстания стояли члены масонских лож. Масонами были и Джордж Вашингтон, и Бенджамин Франклин, и большинство тех, кто подписал Декларацию Независимости, а также ее автор, Томас Джефферсон. Главная американская масонская ложа находилась в Чарльстоне. Великий магистр Чарльстонской ложи Исаак Лонг имел постоянный контакт с шотландскими масонами, которые с конца XVI века имели одну из самых древних и прочных централизованных организаций.
Шотландские масоны выражали солидарность с восстанием в Северной Америке и стремились развернуть антиправительственную кампанию, чтобы добиться вывода британских войск из колоний. Однако вопрос о военных действиях в заокеанских колониях не волновал население Британских островов. Для начала борьбы против правительства, был использован предлог, который мог бы сплотить большинство шотландцев и англичан. Им стал закон, принятый 25 мая 1778 года парламентом Великобритании. Он отменял дискриминацию католиков, установленную в XVI веке после завершения правления последней королевы-католички Марии Кровавой. В ответ шотландскими масонами был создан "Союз протестантов", который развернул сбор подписей под петицией в парламент с призывом восстановить антикатолические законы.
- Чтобы объяснить населению необходимость дискриминации католиков, члены нового "Союза" старались как можно красочнее рассказать о суровых преследованиях протестантов во времена правления Марии Кровавой (1553 - 1558).
Во всех уголках королевства стали появляться ораторы, которые рассказывали на городских и сельских площадях о чудовищных казнях протестантов в годы правления указанной королевы. Неожиданно вопрос о правлении Марии Кровавой стал самым актуальным в политической жизни страны. Хотя за два с половиной века в Британии уже забыли о той давней истории, антикатолические предрассудки протестантов, составлявших подавляющую часть британского населения, а также зловещее прозвище королевы позволяли агитаторам "Союза протестантов" убеждать слушателей в правоте своих страшных историй и необходимости предотвратить повторение подобных ужасов.
Члены "Союза протестантов" стали собираться на митинги, прикрепляя к шляпам кокарды синего цвета и размахивая синими флагами. Они распространяли миллионы листовок и брошюр с анти католическими призывами. "Союз протестантов" выпустил "Обращение к народу Великобритании". В нем провозглашалась цель "Союза" - "воспрепятствовать любым усилиям, направленным к тому, чтобы продвигать дело папства, остановить разрушение государства, гибель церкви, установление двойного рабства, выковывание цепей для тел и умов британцев...
В ноябре 1779 года место президента "Союза протестантов" занял потомственный шотландский аристократ лорд Джордж Гордон. К этому времени 23-летний лорд, став членом парламента Великобритании, прославился резкими выступлениями против политики правительства тори, возглавлявшегося Нортом. Особенно резко Гордон критиковал войну, которую вело правительство в Северной Америке.
- Лорд требовал немедленного вывода английских войск из североамериканских колоний, атакуя "тирана короля, падший парламент и преступное правительство".
Активизация выступлений лорда совпала с ухудшением положения американских повстанцев. В это время английские войска взяли в осаду центр американского масонства - Чарльстон. Чтобы спасти своих мятежных единомышленников, лорд Гордон прибег к мятежным речам в парламенте и 1 июня 1780 г. дерзко заявил, что "тронная речь короля полна абсурда и совершенно лишена здравого смысла... Уступки папистам обеспокоили всю страну, и народ полон решимости защитить себя. Я выражаю здесь не только свои чувства, за моей спиной находится 120 тысяч человек!".
Лондон в огне пожаров
Заявляя это, лорд знал, что на другой день в Лондоне должен был состояться боевой смотр "Союза протестантов", который к тому времени превратился в мощную организацию. В пятницу 2 июня на лондонском поле Святого Георгия собралось 60 тысяч членов "Союза". Диккенс описал это так: "Собралось несметное множество людей со знаменами различного вида и размеров, но одного цвета - синего, как и кокарды. Отряды в боевом порядке маршировали взад и вперед. Большинство пели гимны или псалмы. Многие из них отроду не слыхивали ни одного гимна или псалма. Но эти молодцы обладали здоровенным легкими и не прочь были погорланить. Вот они и распевали сейчас вместо гимнов всякую бессмыслицу или непристойности, какие только приходили им в голову, в общем хоре все равно слов было не слышно.
Один из отрядов двинулся к парламенту, чтобы вручить его членам свиток со 100 тысячами подписей британцев, возражающих против отмены анти католических законов. Кареты, в которых члены парламента прибывали к зданию палат, встретила агрессивная толпа, ревевшая: "Нет папству!"
- На крыше Уайтхолла расположились люди с синими знаменами, которые подавали толпе сигналы: каких парламентариев приветствовать, а каких освистывать. Те, кого по сигналам сверху, следовало подвергнуть обструкции, вынуждены были вытерпеть физическое насилие.
По словам Диккенса, "лордов, преподобных епископов, членов палаты общин... толкали, угощали пинками и щипками; они подвергаясь всяким оскорблениям, пока в конце концов не появлялись в палате среди своих коллег в самом жалком виде. Они едва переводили дух, не могли вымолвить ни слова".
Радостно приветствуемый своими сторонниками, в палату общин вошел лорд Гордон, приготовившись зачитать петицию. Свиток с подписями был торжественно внесен в зал заседаний. Вслед за своим вождем члены "Союза протестантов" проникли в палату общин и встали за дверьми, ведущими в зал.
Несмотря на то, что члены парламента оказались в плену сторонников "Союза", они отказывались подчиниться давлению и не соглашались приступить к обсуждению предложения Гордона. Однако толпа не выпускала парламентариев из здания. На помощь членам палаты были брошены кавалеристы. Но они не решились применять оружие против собравшихся и удалились. Лишь незадолго до полуночи было принято решение отложить прения на следующую неделю, и толпа покинула парламент.
А тем временем в Лондоне начались погромы католических церквей. После закрытия в 1648 году в Англии всех помещений для католических богослужений таковые сохранились лишь при иностранных посольствах. Поэтому первые погромы были совершены против церквей Сардинского королевства и Баварии. Заодно громили и посольские дома.
Во время этих бесчинств лондонская полиция бездействовала. Р. Блэк писал: "Не было предпринято никаких попыток, чтобы собрать воедино разбросанные военные силы региона. Власти города были запуганы, или же выражали активную поддержку "Союзу протестантов".
- Такая позиция властей лишь вдохновила погромщиков. 3 и 4 июня погромам были подвергнуты и частные дома католиков, а заодно и тех протестантов, которые не поспешили прикрепить синие кокарды к своим шляпам.
Погромы сопровождались грабежами и поджогами зданий, чтобы замести следы преступлений.
В понедельник 5 июня лорд Гордон в резолюции "Союза протестантов" отмежевался от грабежей. Однако Лондон оставался во власти погромщиков и грабителей.
И все же в этой обстановке парламент проявил твердость. 6 июня большинством голосов палата общин отказалась обсуждать петицию "Союза протестантов". Одновременно палата осудила погромы и грабежи в Лондоне.
Вечером положение обострилось. Лондонский судья Хайд зачитал закон о мятеже и отдал приказ кавалерии разогнать толпу. В ответ толпа в считанные минуты разгромила дом судьи, а солдат, которые прибыли для усмирения погромщиков, прогнала и двинулась к Ньюгейтской тюрьме.
Эта тюрьма была самой мощной и самой прочной тюрьмой в Англии. Казалось почти невероятным, что возможно разрушить здание столь поразительной мощи и величины. Тем не менее, за несколько часов тюрьма была полностью разгромлена и от нее остались лишь голые стены.
День 7 июня стал, по словам министра Уолпола, "черной средой... В течение шести часов подряд я был уверен, что половина города превратится в золу и пепел". Были разгромлены все тюрьмы города, а все заключенные освобождены.
Однако, несмотря на все эти проявления неконтролируемого буйства людской стихии, есть немало свидетельств, в том числе историка П. де Кастро, что погромщики действовала не импульсивно, а подчиняясь жестким командам.
- Архиепископ Йоркский тоже писал: "Ни одна толпа не действовала без известного числа хорошо одетых людей, которые ими руководили".
Разгром мятежа
7 июня организаторы мятежа приняли решение перейти к действиям по установления контроля над жизнедеятельностью страны. Секретарь Гордона Роберт Ватсон писал: "Предполагалось, что тот, кто господствует над Государственным банком и Тауэром скоро станет хозяином Сити, а кто является хозяином Сити - быстро станет хозяином Великобритании". Лишь прибытие крупных воинских подкреплений предотвратило захват мятежниками английской казны и вооруженных складов.
На заседании Тайного совета король приказал лорду Амхерсту взять Лондон под вооруженный контроль. С 8 июня войска стали теснить мятежников, а к 10 июня мятеж был подавлен. В ходе его подавления было убито и скончалось от ран 285 человек, 135 арестовано. Из арестованных 59 были осуждены, при этом 21 казнены.
Хотя события 2 - 10 июня показали, что "Союз протестантов" смог парализовать жизнь в столице Британской империи и едва не захватил власть в стране, многое в действиях руководителей "Союза" оказалось непродуманным. В то же время хаос в Лондоне, погромы, грабежи и пожары, разгул уголовников скрыли от многих наблюдателей за кажущейся стихийностью бунта тщательно продуманную организацию. Генеральный прокурор Великобритании лорд Мэнсфилд утверждал: "Действия толпы диктовались зловещими планами наших закоренелых врагов и были частью тщательно разработанного плана захвата власти в стране".
- Многие видные государственные деятели Великобритании были убеждены, что за спиной лорда Гордона стояли США, а религия являлась лишь предлогом.
Судья Л. Бэррингтон писал 12 июня: "Говорят, что в большинстве случаев мятежников было немного. Это - правда, но не вся правда. Самыми активными были парни, подготовленные людьми доктора Франклина для дьявольской практики поджогов".
Тогда многие говорили о ведущей роли посла США во Франции Б. Франклина в организации мятежа. По свежим следам английская полиция представила разнообразные сведения о присутствии американцев в окружении Гордона и в рядах "Союза протестантов".
Однако все эти отрывочные наблюдения и отдельные суждения тех дней не увенчались последовательным и глубоким исследованием мятежа. Секретарь лорда Гордона Роберт Ватсон в свой книге "Жизнь Гордона" писал:
- "Мало событий в британской истории, которые возбудили бы больше внимания, чем бунты 1780 года и, возможно, ни одно из них не покрыто таким мраком".
Вероятно, раскрытие тайн могло бы так сильно ударить по авторитету английских правящих кругов, допустивших измену национальных интересов, что власти имущие постарались замять расследование.
Хотя после подавления мятежа лорд Гордон был арестован, он пробыл в Тауэре лишь до 5 февраля 1781 года. В ходе процесса, начавшегося в тот день, Гордон, по словам Диккенса, "был признан невиновным за отсутствием доказательств, что он собирал людей с предательскими или вообще противозаконными целями... В Шотландии проводилась общественная подписка для покрытия судебных издержек лорда Гордона". Имена тех, кто так позаботился о Гордоне, не известны историкам.
События 1780 года показали эффективность массовой пропаганды с помощью печатного и устного слова для обеспечения прихода к власти некоей политической группировки. Они продемонстрировали возможность с помощью такой пропаганды возбуждать ненависть к определенной части населения (в данном случае - ненависть к католикам). Была опробована и произвольная интерпретация давней истории для возбуждения масс и ее использование для достижения целей в современной политической жизни. (Страсти вокруг событий 250-летней давности без всякой логической связи использовались для того, чтобы добиться прекращения колониального режима в Северной Америке.)
Опыт мятежа Гордона научил его организаторов искусным методам управления политическим движением, быстрой смене лозунгов и тактики (переход от пения псалмов к атаке на членов парламента, а затем к захвату правительственных зданий).
- Уже тогда были опробованы такие приемы массового антиправительственного выступления, как применение определенного цвета для обозначения принадлежности к "своему" движению (тогда таким цветом был синий), активное использование боевых кличей ("Нет папству!"), музыкального сопровождения и хорового пения для сплочения рядов восставших.
Совершенно очевидно, что цветные революции начала XXI века, которые организовывались по американским рецептам и на американские деньги, не оригинальны, а являются давно апробированным инструментом политического вмешательства США во внутренние дела других стран. Он был впервые применен американскими руководителями еще в первые годы существования США.
Другие подробности здесь: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/pervaja_v_mire_cvetnaja_revolucija_808.htm
P.S. После первого же комментария я решил добавить этот постскриптум.
В моем понимании отличие обычной революции от цветной достаточно расплывчато. В идеале цветная революция - это протест мирных граждан, который бескровным образом приводит к смене власти. Причем организация таких протестов - дело сложное и дорогостоящее, поэтому в большинстве случаев не обходится без весьма серьезной внешней подпитки. Обычная революция - это захват власти организованной группой заговорщиков с применением оружия. Реальные революции - обычно симбиоз двух этих видов революций. Просто в конце XX — начале XXI века цветными революциями стали называть любые смены политического режима или даже правительства в результате подготовленных и управляемых массовых народных акций протеста. А описываемые события 1780 года имеют много общего с цветными революциями XXI века. Поэтому и такой заголовок поста.
|
</> |