топ 100 блогов besedy_nadache22.01.2022 Начало здесь

«Правда» от 22 апреля 1936 года (№ 112)

Водопьянов и Махоткин прилетели в бухту Тихая.

Выждав благоприятную погоду, лётчик Махоткин вчера в 1 ч. 50 м. вылетел на Землю Франца-Иосифа и в 5 час. 15 мин. благополучно опустился у полярной станции бухта Тихая. В этот же день Герой Советского Союза тов. Водопьянов самостоятельно вылетел с места своей вынужденной посадки - острова Гохштеттера - и в 17 час. 10 мин. приземлился в бухте Тихая
Вчера в 3 ч. дня, в помещении Московского радиоцентра Главного управления Северного морского пути собрались начальник полярной авиации тов. Шевелев, начальник оперативного отдела «Авиаарктики» известный летчик тов. Бабушкин, директор Радиоцентра тов. Ровенский и корреспондент «Правды». Радисты Москвы, острова Диксон и бухты Тихая заканчивали подготовку к первому опыту двусторонних переговоров по радио между Москвой и Землей Франца - Иосифа.
Как обычно для пробы слышимости Диксон стал передавать в эфир музыку. Она была отчётливо слышно в Москве.
— Тихая слушает вас, — сообщил Диксон.
В Москве включили микрофон.
— Бухта Тихая, бухта Тихая... Алло, алло. Говорит Москва. Радиоцентр Главсевморпути. Вызываем бухту Тихая. Зовите Диксон и передайте через него радиотелеграфом, как вы нас слышите.
Не проходит в минуты, как из репродуктора, доносится голос с Диксона: «Тихая говорит, что отчётливо принимает московскую передачу».
- Тихая! Говорит Москва. Здесь находится Шевелев и Бабушкин. Кто у вас в радиорубке? Просим вызвать Махоткина и начальника полярной станции Битриха!
- Махоткин и Битрих у аппарата, - сообщает Тихая.
Шевелев: Товарищ Махоткин! Поздравляю вас с успешным завершением перелёта. В каком порядке у вас машина?
Махоткин: Машина в отличном состоянии. Горячий привет от всего экипажа.
Шевелев: Какая у вас погода?
Махоткин: Слоистая облачность, видимость 10 километров.
Шевелёв: Когда Водопьянов прилетит в Тихую, передайте ему следующее: «Перед полетами с Земли Франца-Иосифа дальше к северу необходимо потренироваться в работе по радиопеленгатору. Надо совершить несколько тренировочных полетов над морем, возвращаясь в Тихую только по пеленгатору.»
Махоткин: Будет исполнено.
Шевелев: Уверен, что вы так же хорошо проведете полеты к северу, как перелет на Землю Франца-Иосифа. Привет вам от Отто Юльевича Шмидта. Желаю успеха!
В заключение корреспондент «Правды» передал привет экипажам самолётов Водопьянова Махоткина.
Радиосвязь с Землей Франца-Иосифа обеспечили: а Москве — тт. Поляков, Павловскаий, Карло, Лихачев, на Диксоне — тов. Круглов, в бухте Тихой — тт. Андреев и Вознесенский.

Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция(8)

«Правда» от 23 апреля 1936 года (№ 113)
Изучение верхних слоев атмосферы
В Институте физической географии вчера началась расширенная сессия группы географии и геофизики Академии наук СССР.
... Пленум принял предложение проф. Н. Н. Зубова (зам. начальника экспедиции «Садко» в 1935 г.) об использовании пребывания тт. Водопьянова и Махоткина на земле Франца-Иосифа для производства новых географических наблюдений, которые уточнят карту этого района. Соответствующее распоряжение будет дано летчикам по радио.

Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция(8)

«Правда» от 25 апреля 1936 года (№ 115)

Экипажи самолетов «Н-147» и «Н-128», совершившие большой арктический перелёт Москва - Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа»):бортмеханник Ф. И. Бассейн, Герой Советского Союза М. В Водопьянов, штурман-радист С. А. Иванов, полярный летчик В. М. Махоткин, бортмеханик В. Л. Ивашин и штурман-радист В. И. Аккуратов.

Пять дней на необитаемом полярном острове
(По радио от специального корреспондента «Правды»)

16 апреля, в 18 часов, мы с Махоткиным вылетели с мыса Желания в бухту Тихая, на земле Франца-Иосифа. Лететь решили по радиомаяку. Через час с минутами над Баренцевом морем попали в туман. Я потерял самолёт Махоткина из виду. Чтобы не столкнуться с ним в воздухе, я начал пробиваться сквозь туман. Пробился. Вверху ясная погода. Летел по курсу и ориентировался по сигналам радиомаяка. Он непрерывно передавал в эфир азбукой Морзе буквы «А» и «Н». Точка тире, тире точка была слышны ровно, отчетливо. Под нами лежало море. Видимость — 50 километров. Я был уверен, что Махоткин идет впереди.
Через несколько минут мне показалось, что справа внизу летит самолет Махоткина. На самом деле это была полынья, имевшая очертания самолёта.
Через 2 часа 40 минут после вылета вдруг исчезли сигналы «А», подававшиеся радиомаяком. Я стал отклоняться вправо, чтобы услышать сигналы, но они так и не появилась.
Впереди я заметил землю и дал распоряжение радисту Иванову, чтобы он немедленно оставил радиопеленгатор и связался с бухтой Тихой. Мы летели над землей.
Как ни старался Иванов связаться с Тихой, ему это не удалось. Запас горючего у нас был взят только на 7 часов, а мы находились в воздухе уже 4 часа 30 минут. Я решил сесть и выждать погоду.
Подрулили к пологому берегу неизвестного острова. Переночевали в самолете.
На другой день, 17 апреля, несмотря на сильный ветер, нам удалось установить трехместную палатку. Мы разожгла примус, влезли в спальные мешки в сразу почувствовали себя лучше, а главное — в тепле. Отогревшись, я вышел из палатки и увидел на юге остров. Что это за остров — я не знал, как не знал, где мы сели.
Я решил отправиться на этот остров и выяснить место нашей посадки. Мне показалось, что до острова не больше шести километров. Взяв винтовку, плитку шоколада и немного сахару, подгоняемый 30-градусным морозом и северным ветром, я легко шел по твердому снегу к цели. Однако я ошибся в расчетах и за это едва крепко не поплатился. Прошло два с половиной часа, а остров казался все еще на таком же расстоянии, как в начале пути.
Самолета я не видел. Приходилось подниматься на высокие ледяные горы, чтобы увидеть свою машину. Хотелось во что бы то ни стало достигнуть острова. Стоя на одном из айсбергов, я долго колебался, что делать? Ветер пронизывал меня насквозь. И подумал: вдруг ухудшатся погода, заметет следы, мне тогда не найти самолет: надо возвращаться!
Обессиленный, почти задыхаясь, я ввалился в палатку. Здесь я почувствовал себя как в роскошном дворце.
На третьи сутки погода улучшилась. Видимость — до 100 километров. На юге и западе открылась острова.
Мы решили проверить наличие бензина. Оказалось, горючего у нас — на два часа полета. Погода хорошая, можно лететь!
Наконец, вылетели. На высоте 1.000 метров я ясно определил место своей посадки. Оказалось, что мы находились на широте 81,8 градуса, на острове Греам Белля. Набирая высоту, мы через Землю Вильчека вышла на острова Галля и Сальм, а затем взяли курс на запад, на остров Гукер. Погода резко ухудшилась, пришлось снизиться до 100 метров. С большим трудом нам удалось обойти остров Гукера с левой стороны. Через 1 час 35 минут после вылета мы благополучно снизились в бухте Тихой, где нас радушно встретили зимовщики и экипаж Махоткина, прилетевшего в тот же день. Сейчас звено снова в сборе. При наличии хорошей погоды полетим дальше.
М. ВОДОПЬЯНОВ.
Бухта Тихая, 24 апреля.

Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция(8)

Фотограф Анучин Василий Иванович (02 (14) апреля 1875 — 04 ноября 1941) Из семьи рабочего золотых промыслов. В 1886-1891 гг. учащийся Красноярского духовного училища, в 1891-1896 гг. студент Томскской духовной семинарии, отчислен по собственному прошению. В 1897-1905 гг. окончил ...
  Интервью с Ярославом Тынченко, заместителем директора Национального военно-исторического музея Украины по научной работе об Игоре Гиркине и других российских террористах, которые сегодня дестабилизируют ситуацию на востоке Украины. - Вы, как эксперт, можете давать оценки причин ...
Кто знает, я несколько дней старался заглядывать на фестиваль СМИ православных, который проходил в Киеве. Скажу вам, что лучше, когда подобное мероприятие проходит не в Киеве - тогда киевляне могут в нем принимать полноценное участие. А ведь ...
В 1990-м КА "Галилео" делал маневр вблизи Земли на пути к Юпитеру. И тогда всемирно известный астроном Карл Саган выдвинул идею провести необычный эксперимент - изучить нашу планету на предмет наличия видимых признаков жизни из космоса.       Снятые "Галилео" спектры ...
Говорят, что практически во всех группах "селф-хелп" есть кто-то один, который заявленной проблемой не болен. Статистика утверждает, что целых 10% посетителей таких групп ходят туда из интереса, любопытства, от одиночества, чтобы почувствовать себя хорошо, глядя на других, у кого ...