Первая лодка-авианосец, или кое-что об утилизации слонов.
strangernn — 02.12.2014
первый в мире взлет самолета с ПЛ (
кликабельно)
Одна из самых интересных переделок подводных
лодом M-класса состоялась в 1925-1927 году с подводной лодкой M2.
Спущенная на воду в 1918 году как
пушечное недоразумение она в середине 20-х с
одной стороны уже была очевидно бесполезной дикой игрушкой (а
судьба М1 не вдохновляла), да плюс еще и Вашингтонское морское
соглашение выводило ПЛ с такими орудиями за рамки допустимого (а
жаль, искренне жаль - такие были бы монстры!). В общем,
потребовалось куда-то их девать, что для лодок такого размера очень
даже непросто. В лодки береговой обороны их не переделать, так
что...
в порту у стенки, ангар и катапульта крупно
(
кликабельно)
Так что из М2 решили сделать авианосец.
Посредственные ходовые качества и неуклюжесть в торпедных атаках,
да, - но авиационная разведка в интересах, скажем, соединения
подводных лодок, действующих в Океане - безусловно, очень
интересно. Не нужно гонять с лодками демаскирующий их авианосец, -
и сохраняя невидимость стая становится зрячей. Ну, в общем, за пару
лет на место вырезанной артустановки установили ангар для
небольшого биплана
Parnall Peto, специально разработанного для решения
этой необычной задачи. Понятно, что ЛТХ аэроплана были урезаны под
возможности базирования, так что даже по меркам 1925 года (первый
полет) это был
очень и очень средненький самолетик. Но для
разведки сойдет...
И, знаете ли, - полетело это все хозяйство. В
октябре 1928 года катапульта впервые закинула этот биплан в воздух
с борта подводной лодки M2. В принципе, "оно работало", но
испытания быстро показали, что получившийся подводный авианосец
имеет очень серьезные ограничения по погоде для применения
аэроплана (распахивание ангара в условиях приличного волнения было
дело рискованным, да и запустить самолет в набегающую волну при
качке можно было запросто). Свою роль играло и требование
минимального нахождения лодки на поверхности при запуске и приеме
самолета.
вывод самолета и ангара (
кликабельно)
Ну, в общем, так оно и вышло, как боялись: 26
января 1932 года лодка затонула. Весь экипаж лодки погиб, и
достоверно про причину аварии не известно ничего, но год спустя при
попытке подъема было установлено, что ангар лодки открыт.
Специалисты адмиралтейства предположили, что катастрофа произошла
из-за попытки распахнуть ангар до полного всплытия лодки - экипаж
старался "успеть быстро" и буквально на несколько секунд
поторопился. Альтернативная версия - резкий дифферент на нос при
нахождении с открытым ангаром на поверхности по неустановленной
причине.
М2 с самолетом в предстартовом положении (
кликабельно)
Конечно, идею подводного авианосца эта
катастрофа зарубила на корню, по крайней мере, в Англии. В
конце-концов, если так уж нужна разведка в интересах подводных
лодок в Океане - то пускай ею занимаются большие самолеты с берега,
которые взлетают и садятся на нормальных сухопутных аэродромах. А
до крылатых ракет, да еще запускаемых из подводного положения
оставалось еще лет 35, как минимум.
+
вид спереди
+
проекции лодки.
+
деталировка ангара
+
с экипажем на палубе и момент погружения в
море