Первая жена
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Стэн обратил мое внимание на маленькую дачку в глубине леса.
— Узнаете, кто сидит там, возле дачи? — спросил он. У крыльца сидела в плетеном кресле, обложенная подушками, одетая в шубу и укутанная в плед, как мне показалось, старуха. Я ее не узнала.
— Это Надежда Михайловна Лукина, бывшая жена Бухарина, — сказал Стэн.
Надежда Михайловна в начале заболевания вынуждена была вести полулежачий образ жизни, а в последнее время все больше была прикована к постели. После нашей женитьбы мы жили вместе с ней, и в тяжкие дни отдавала она нашей семье все тепло своей души, трогательно, с любовью относилась к ребенку.
Она всегда оставалась верным другом Николая Ивановича. В период следствия, еще до его ареста, она отослала Сталину свой партийный билет, заявив при этом в письме к нему, что, учитывая характер предъявленных Бухарину обвинений, она предпочитает оставаться вне партии. Надежда Михайловна была арестована в конце апреля 1938 года. Ареста она ждала и говорила мне, что, когда за ней придут, отравится. Во время ареста она приняла яд, но сразу же была направлена в тюремную больницу, где ее удалось спасти. Непонятно, для чего это было сделано. Затем она лежала полутрупом в камере и потом, как я слышала, была расстреляна".
Кстати, Ларина писала и о том, как зарождался их роман с Николаем Ивановичем.
Отбросив газету с речами, Н.И. взялся за книгу. Это была "Виктория" Кнута Гамсуна.
— Мало кому, — сказал он, — удалось написать такое тонкое произведение о любви. "Виктория" — это гимн любви!
Как я предполагаю, книгу эту Н.И. захватил с собой не случайно. Он стал читать вслух — не подряд, а выборочно:
"Что такое любовь? Это шелест ветра в розовых кустах. Нет, это пламя, рдеющее в крови..." Прервав чтение, он задумчиво посмотрел куда-то вдаль. Потом перевел взгляд на меня и снова в море. О чем он думал тогда?..
Дальше Н.И. прочел, как старый монах Венд рассказывал о вечной любви, любви до смерти, о том, как болезнь приковала мужа к постели и обезобразила его, но его любимая жена, подвергнутая тяжкому испытанию, чтобы быть похожей на своего мужа, у которого выпали все волосы от болезни, обрезала свои локоны. Затем жену разбил паралич, она не могла ходить, ее приходилось возить в кресле, и это делал муж, который любил свою жену все больше и больше. Чтобы уравнять положение, он плеснул себе в лицо серной кислоты, обезобразив себя ожогами.
— Ну а как ты относишься к такой любви? — спросил Н.И.
— Сказки рассказывает твой Кнут Гамсун! Зачем себя специально уродовать, делать себя прокаженным, обливать лицо серной кислотой? Неужто нельзя без этого любить? Чушь какая-то!
Мой ответ рассмешил Н.И., и он пояснил мне, что "его" Кнут Гамсун такими средствами выразил силу любви, ее непременную жертвенность. И вдруг, глядя на меня грустно и взволнованно, спросил:
— А ты смогла бы полюбить прокаженного?
Я растерялась, ответила не сразу, почувствовав в его вопросе тайный смысл.
— Что же ты молчишь, не отвечаешь? — снова спросил Н.И.
Смущенно и по-детски наивно я произнесла:
— Кого любить — тебя?
— Меня, конечно, меня, — уверенно произнес он, радостный, улыбающийся, тронутый тем, с какой еще детской непосредственностью я выдала свои чувства".
Молодые прожили вместе недолго. Успели съездить в Париж, на Алтай, Анюта забеременела и родила. Вскоре Бухарина арестовали. А вот первая жена, Надежда Михайловна была замужем за Бухариным дольше, около 10 лет. Потом она заболела, грипп дал осложнение на позвоночник. Она передвигалась в корсете. Но все равно много работала.
Узнав об аресте Бухарина, первая жена написала заявление в партийную организацию государственного издательства советской энциклопедии, где состояла на учете. В этом заявлении Надежда Михайловна писала, что ей "очень трудно убедить себя в том, что Николай Иванович Бухарин принадлежал к раскрытой преступной бандитской террористической организации правых или знал о ее существовании..."
Конечно же ее арестовали. Не из-за этого письма - арестовывали всех, кто имел хоть какие-то связи с Бухариным. Но именно ее смелость и жертвенность, возможно, стали ее смертным приговором - из всех "родственников" по делу Бухарина была расстреляна только она одна. После ареста Надежда Михайловна пробыла в заключении около двух лет и не подписала ни одного, кого-либо компрометирующего документа и ни в чем не признала себя виновной. Последнее заседание Военной коллегии Верховного суда СССР по «делу» Лукиной-Бухариной состоялось 8 марта 1940г. под председательством В.В.Ульриха. Приговор мог быть только один — расстрел, и наследующий день он был приведен в исполнение.
|
</> |