Перспективы без будущего-2: Hype Cycle Edition

топ 100 блогов giovanni131311.06.2021
Перспективы без будущего-2: Hype Cycle Edition

«Своевременность» новых начинаний Германа Грефа бьёт все рекорды. Его проект электромобиля стартует ровно тогда, когда законодатели венчурной моды в США начинают сторониться этого направления.

Эйфория длилась недолго, и сейчас наступает момент осознания. Оказывается, далеко не каждый из четырёх десятков стартапов способен превратиться в еще одну «Теслу». Оказывается, акции компаний, у которой нет ничего, кроме красивых концептов, не обязаны вырасти в 160 раз. Оказывается, крупные автоконцерны с отлаженным производством, каналами сбыта и R&D тоже захотели зайти на рынок электромобилей. Ну кто бы мог представить такое развитие событий!?

Вместо 160-кратного возврата на инвестиции акционеров встречают убытки. Акции 19 (девятнадцати!) SPAC’ов, слившихся с электромобильными компаниями, сложились как минимум вдвое от максимумов. Пятёрка антилидеров в сумме потеряла 40 млрд. долларов капитализации.

Перспективы без будущего-2: Hype Cycle Edition

И вот на днях один из этих антилидеров — ”Lordstown Motors” — показал, что на самом деле стоит за хайпом. Ранее контора надувала щеки — мол, у нас есть настоящая производственная площадка, ранее принадлежавшая GM, и у нас есть красивые концепты (куда ж без них), и вот мы сейчас начнем делать крутые электропикапы тысячами штук.

Под эту красивую идею ”Lordstown Motors” собрал с инвесторов 675 млн. долларов. Правда, за год до сделки ребята обещали запустить производство за 300 млн… Ну ладно, много — не мало, всё должно было пригодиться как задел для роста.

Проходит 10 месяцев. И вместо роста, так и не начав производство и собрав лишь несколько тестовых прототипов, ”Lordstown Motors” объявил: блин, кажется нам уже не хватит денег на запуск. Не получилось. Не фартануло. Немного не рассчитали. Добро пожаловать в непредсказуемый мир венчура, господа инвесторы. Не ждите, что контора протянет до конца года — если еще какие-нибудь дураки ваши коллеги-инвесторы не подкинут капитал. Ну а если всё же подкинут — готовьтесь к разводнению.

Перспективы без будущего-2: Hype Cycle Edition
С производством не заладилось - зато каких инфлюэнсеров привлек пиар-отдел!
Есть еще призрачный шанс на то, что получится прокредитоваться по государственной программе развития электротранспорта — но, объективно, на эти кредиты и так слишком много желающих. В числе которых — матёрые лоббисты из «Форда», «General Motors» и «Stellantis».

В своё время я критиковал российский стартап ”Zetta”, который пытается клепать кустарные электромобильчики. Кустарное производство было выбрано потому, что команда
даже и помыслить не могла о том, что можно иметь в распоряжении адекватные деньги. Так вот, ребята пытались развернуться, потратив 8 млн. долларов.

Казалось бы, совершенно разный масштаб, совершенно разный размах мысли - но между "Зеттой" и ”Lordstown Motors” всплывают весьма забавные параллели. Например, оба стартапа планировали использовать мотор-колеса. Когда с деньгами стало туговато, "Зетта" перестала платить зарплаты рабочим, а ”Lordstown Motors” - налоги в казну.

Перспективы без будущего-2: Hype Cycle Edition

Ну и финал обоих проектов уже вполне предсказуем. Несмотря на разницу в стартовых условиях. И разницу эту не спишешь на дороговизну американской жизни. «Тесле» в начале ее истории хватило 60 млн. долларов, чтобы начать производить «Родстер», без всякой кустарщины. И когда начинала «Тесла», никакой электромобильной индустрии не существовало: с компонентами было значительно сложнее, а сами они — дороже.

Так что пролюбить 675 млн. долларов, получив на выходе полтора прототипа — это немалое достижение. И это, повторюсь, был один из более «перспективных» стартапов. Уровень менеджмента в менее перспективных даже представлять себе страшно. Но если возник спрос (на электромобильные истории) — всегда появится и предложение. С красивой обёрткой. Только истории будут с плохим концом.

Мораль этой истории, специально для Германа Оскаровича: если ты инвестируешь в новое направление, только следуя хайпу — жди разочарований. Даже если речь о США, с их сильной культурой менеджмента и доступностью капитала. Если же речь о нашем медвежьем угле, с попилами и некомпетентностью — жди полного провала.

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Директор украинской информационно-консалтинговой компании DefenseExpress Сергей Згурец на своей странице в www.facebook.com опубликовал материал "Стрельнуть стариной. Армия Украины возвращает из «запасников» в боевой строй сразу шесть типов зенитных ракетных комплексов" , в котором ...
Трамп заявил что причиной аутизма является Тайленол. Да, есть корреляция между количеством тайленола, принимаемым беременными женщинами и риском аутизма для их детей. Почему? Возможно (наукой предполагается, но не доказано) причина в том, что аутизм может вызываться некоторыми инфекциями ...
Решил покупать нарезняк. Пока склоняюсь к TR3 gen.2; 7,62х39. И загонник 1-4х24, 1-6х33 примерно так. Но вот с прицелом пока засада. Хочу с прицельной маркой типа "пенек с плечами" или что-то подобное, чтобы без вертикальной линии сверху. Пока ничего путного не ...
Кто в молодости не обсуждал вопрос смысла жизни... Да. С друзьями, за бутылочкой-другой Портвейна )). Потом все повзрослели и перестали его искать, устремившись к цели и результату. Искали его и умудренные старцы, великие ученые, писатели-мыслители. Намедни меня осенило, но, думаю, дай ...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...