Пермские деревянные боги - Иисус с раскосыми глазами
lareina — 07.07.2016 — Искусство Вопреки тому, что мы знаем из официальных источников, православие на Руси приживалось тяжело и медленно: наши предки-язычники, выросшие в лоне природы, тесно связанные с ней, никак не могли принять и понять единобожие. Как же так? Перуна, оказывается, нет – это в лучшем случае, в худшем – это сам бес и Дьявол, а Даждьбог – всего лишь солнце, и не более того. Только у народа, заблудившегося между язычеством и христианством, мог появиться деревянный Иисус с раскосыми глазами.Пермь - необычный город. В нем все, решительно все совершенно не так, как во всей России. У них даже в православных церквях стоят деревянные скульптуры: заходишь и не понимаешь, то ли ты в глухой пермской деревушке, то ли где-нибудь в католическом храме.
Сравнение с католическими храмами не совсем корректно: пермская деревянная скульптура (так называемые «пермские боги») не имеет аналогов в мире. А ведь это не единичные какие-то образцы, а целая культура: подобные деревянные изображения были весьма распространены на севере Пермской губернии в 17-19 веках.
Основных версий возникновения две. Первая - это связь с католиками (хотя откуда они во глубине сибирских гор?). Вторая – сильные традиции язычества, которое оказывало влияние на культуру народа даже после перехода его в православие (люди просто не могли и не хотели поклоняться плоским иконам).
Естественно, православная церковь с подобным идолопоклонничеством пыталась бороться всеми доступными средствами (считается, что объемные изображения оскверняют святой дух), но на появление «деревянных богов» в церквях это никак не повлияло: с годами они только множились в церквях Урала. Несмотря на указание сверху (даже было выпущено специальное указание Синода) священники не решались сжигать деревянных Иисусов, опасаясь потерять паству. Они просто убирали скульптуры пред приездом высоких гостей и церковного начальства.
Особенностью верования в этих краях была человечность богов (так же, как было это, например, свойственно древнегреческим языческим культам): их одевали по праздникам, прятали от врагов, наказывали за неурожай или паводок, за заморозки или прочие неприятности, обрушившиеся на деревни.
Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.
Некоторых деревянных «путешественников» приходилось даже запирать: рассказывают легенды о том, что, когда скульптуру перевозили в другой храм, в соседнюю деревню, она ночью могла вернуться домой.
Говорят, что это распятие Иисуса с раскосыми глазами из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме.
Резали скульптуры в основном из липы или сосны. Дерево обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, в тона, близкие северной иконописи, нередко дополняясь позолотой и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.
Самый распространенный образ – это так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный): образ Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе.
Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Перед праздником в храме деревянного Христа переодевали в самое дорогое платье, в «темнице» зажигали лампаду, чтоб Спасителю было светло и тепло. Но на ночь всё равно на всякий случай запирали. Во избежание, так сказать.
Особенностью пермской деревянной религиозной скульптуры является ее реалистичность: практически все статуи имеют соответствующий тип лица и разрез глаз.
Хотя попадаются и изображения в пышных париках, явно намекая, что некогда сюда заезжали высокие гости, одетые по последним европейским модам.
Помните, в самом начале я сказала, что пермские боги - явление для России уникальное? Сейчас так и есть, но было это не всегда: до революции деревянные статуи в церквях были достаточно сильно распространены, но дерево очень хорошо горит, а объявить уникальными успели только пермских деревянных богов. Хорошо, что хотя бы этих успели!
А началось все с путешествия в 1920 году по Пермскому краю Николая Серебренникова – он случайно наткнулся на деревянных богов, которые его заинтересовали настолько, что им были организованы несколько экспедиций по Пермской области для сбора уникальных скульптур. За 6 экспедиций удалось собрать 195 необычных экземпляров.
Сейчас фонд Пермской художественной галереи насчитывает 370 деревянных памятников. Других деревянных Богов можно увидеть в музеях Пермского края - всего сохранилось не менее 500 деревянных статуй.
В художественной галерее вы может увидеть великолепный иконостас – неслучайно: в настоящее время она находится в здании церкви, но вскоре планируется переезд.
Оставайтесь на связи.
Прямая трансляция в инстаграм
|
</> |