Перейти брод. Итоги ушедшего года.

топ 100 блогов varandej04.01.2022 Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В ушедшем году я не успел сделать одну вещь - подвести традиционные итоги.
2021-й мне запомнится не как отдельный год, а как странное продолжение 2020-го, этакий "Две Тысячи Двадцатый 2". В глобальном мире - всё тот же Царь-вирус (в короне же!), к которому мир привык, а я таки сподобился с ним познакомиться лично. В работе - всё тот же Яндекс-Дзен, доходы которого по сравнению с 2020-м заметно упали, и всё же пока остаются наибольшими в моей жизни. В путешествиях я ездил между Владивостоком и Иркутском почти теми же маршрутами, в 2020-м словно посетив их чётные, а в 2021 нечётные пункты. Моё присутствие в ЖЖ, да и вообще в соцсетях, продолжает сокращаться, и под кат я советую заглянуть хотя бы ради нескольких десятков фотографий из коротких поездок ушедшего года, о которых я не написал по горячим следам ни слова. И даже Прекрасная Незнакомка (имя её называть пока преждевременно) пришла в мою жизнь ещё в 2020 году, но её появление в некоторых из этих поездок я могу назвать для себя главным итогом 2021 года.

2021-й в этом блоге я встретил под завалом постом с благословенного 2019-го. Тогда я набрал какое-то неописуемое количество материала, и на мне до сих пор висят долгом летние Ленобласть и Карелия. Но тогда мне надо было закончить с осенним Закавказьем, которое я лишь иногда перемежал Прибайкальем уже другой, 2020-й, осени.

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Ну а посты про Ольхон, окрестности Иркутска, Байкало-Амурскую магистраль и другие впечатления осени 2020-го я решил отложить на следующую, то есть нынешнюю зиму: всё отчётливее вырисовывалась идея вновь вернуться в те места и собрать материал для более целостной картины. И первые месяцы 2021 года одним из главных мой сайтов стал Sputnik.Irk.ru. "Спутник" в данном случае не имеет отношения ни к вакцинам, ни к погромам, но картинка, которую он мне показывал, неизменно выглядела так:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Я собирался на Байкал увидеть его знаменитый лёд, но вот со льдом-то и не задалось - зима выдалась аномально снежной, и хотя тогда на Славное море съездили пяток моих знакомых, я по итогам разглядывания спутниковых карт решил сдать билеты. Не последнюю роль в этом сыграло то, что Москве в кои-то веки природа подарила нормальную русскую зиму с сугробами в человеческий рост и морозными днями, а потому я не испытывал столь острого желания удрать из серости туда, где снег искрится в яркий день и громко скрипит под сапогами. Эту зиму удалось запечатлеть около Речного вокзала - у меня решила взять интервью Наталья Перейти брод. Итоги ушедшего года. pamsik с "Русского Блоггера", да к делу подошла так основательно, что специально для этого организовала мне фотосессию. Автор следующих двух кадров - Алексей Клиндухов:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Ну а краешек зимы ухватить я решил уже в марте:

Сначала отправившись в подмосковную Яхрому с Прекрасной Незнакомкой. Её я хотел порадовать горными лыжами, а себя - ретро-электричкой с Савёловского вокзала...

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

...и ретро-икарусами до горнолыжных курортов на холмах Клинско-Дмитровской гряды:

А по прибытии в Парк Яхрома...

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

...было решено, что это не очень-то радостно - когда одна катается на горных лыжах, а другой переминается с ноги на ногу наверху.

И потому кататься было решено на тюбингах:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Возвращаясь обратно наверх на специальном подъёмнике:

И небо не осталось в стороне, решив порадовать нас облачно-снежной феерией:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Напоследок заглянули в Дмитров, рассказ о котором в двух частях у меня тоже между прочим должок - причём не с 2019, а с лета 2018 Космического года. В этот раз же мы не столько смотрели город, сколько просто гуляли по валам да вкушали припасённые заранее ананасы в шампанском...

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В следующие мартовские снега я отправился со своими автостопными друзьями, среди которых были хорошо знакомая давним читателям Ольга и тогда ещё не знакомый Пётр. Он и предложил идею воспользоваться новым турпоездом РЖД, который ездил из Москвы в Москву через Великий Устюг и Кострому со стоянками на весь день и при этом обычными плацкартно-купейными тарифами. Маршрут его с парой пунктов менялся за последующий год не раз от Новгорода до Элисты, но кажется, неизменно пользовался спросом - вагон оказался набит битком.

21а.

Вагон же был не простой, а модный хипстерский со шторочками - вроде и симпатичный с виду, но невыносимо тесный:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В Великом Устюге для меня главной достопримечательностью стал вокзал - я вообще не знал, что таковой тут есть, однако ещё в 1982 году, когда про Деда Мороза тут никто слыхом не слыхивал, в древний город проложили тупиковую ветку.

Вокзал тех же лет расположен в паре километров от города, и как я понимаю, редкие турпоезда - единственная возможность увидеть его изнутри. А интерьеры тут и впрямь крутые:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Сам Великий Устюг я посещал летом 2008 года, и тогда рассказал о нём в трёх частях (Соборное дворище и монастыри. || По городу. || Скитания за Сухоной.). И мой уровень проработки рассказа за эти годы несоизмеримо вырос, а вот в Устюге, кажется, не изменилось ничего. Туристический сезон тут слишком короткий, чтобы серьёзно влиять на город, поэтому улицы тут запущены, многие дома брошены, реставрация в монастырях продвинулась едва-едва, и даже поесть по-прежнему толком негде. Но вместе с тем устюжские древности всё так же прекрасны:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

А окрестности зимой гораздо более доступны:

Ещё я посетил музеи, упущенные в тот раз, и впечатлился в них традиционными устюжскими промыслами - чернением по серебру:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

И морозью по металлу, рецепт которой, как считается, давно забыт:

Новинкой же стала разве что популяризация Мурки, на которую так неудачно запал Рабинович - якобы, прототипом её был некая Мария Климова из Великого Устюга:

Продвигает новый бренд местный пивзавод "Бавария" с пивом "Семён Дежнёв":

К старинным зданиями которого мы дотопали под вечер:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Из Устюга поезд отправился прямиком в Кострому, на станции Галич обзаведясь своей главной "фишкой" - паровозом:

Который, впрочем, шёл до Костромы в паре с машиной поновее:

32а.
Перейти брод. Итоги ушедшего года.

А потом долго стоял, пыхтел и гудел так, что было больно ушам, заполняя дымом станцию Кострома-Новая:

Для тех, кто далёк от путешествий или от России, стоит сказать, что мимо моего блога совершенно прошёл Паровозный Ренессанс - в последние несколько лет благородные машины вернулись как рейсовые (!) локомотивы по выходным на такой количество маршрутов, что я уже перестал их считать. Более того, я к тому времени уже успел доехать на паровозе из Сортавалы в Рускеалу, но так об этом и не написал. Однако и на второй раз работающий паровоз впечатляет:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Только помните, что Перейти брод. Итоги ушедшего года.

А вот такой кадр можно было бы снять и в музее...

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

...но в музеях тендеры не бывают наполнены углём:

А в кабине, если она и открыта...

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

...нет злого резкого жара пылающей топки:

Ну а массово лазил в кабину действующего паровоза народ именно потому, что здесь не рейсовый, а туристический маршрут, и паровоз на нём своё дело сделал.

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В Костроме я оказался то ли в третий, то ли в четвёртый раз, хорошо осмотрев центр города ещё в 2002-м и вновь душевно погуляв по нему в 2009-м. Однако более-менее подробного описания города в этом блоге так и не появилось, а если и появится - то после того, как я съезжу сюда летом да на 2-3 дня. В этот раз же я решил осмотреть "родину Снегурочки" (да, именно поэтому она вошла в маршрут!) точечно, вспомнив, что её вокзал не случайно называется Кострома-Новая. Новой она стала в 1932 году, а прежде поезда останавливались на правом берегу Волги и пассажиры их садились на паром. Мы же у Костромы-Новой сели на автобус да поехали за Волгу смотреть Старый вокзал (1887), который неожиданно хорошо сохранился:

Хотя крылья его и выглядят так, будто стоять им осталось недолго.

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Куда лучше смотрелась каменная сердцевина, в которой обнаружился частный музей антиквариата:

Вот только хозяин его так боялся ковида, что с нами разговаривал исключительно через дверь:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Пути до вокзала теперь не доходят:

Но сама пустая заснеженная станция Кострома так и лежит среди невзрачного района пятиэтажек и частного сектора:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Дальше у меня были наполеоновские планы осмотреть заречные слободы, но в итоге мы дошли до церкви Спаса Преображения за Волгой (1685), с 1987 года принадлежащей староверам...

....да нечаянно попали на мастер-класс по реставрации старинных книг:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В котором нам без всяких вопросов разрешили поучаствовать:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В центр, где воссоздаётся собор разобранного большевиками Костромского кремля, мы возвращались экстремально, пешком пересекая Волгу сквозь налетевшую метель:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Вскоре поезд увёз нас в Москву, а там недалеко осталось и до новых, куда более основательных путешествий. В апреле я открыл для себя Северный Кавказ, решив начать сразу же по хардкору - с Ингушетии и Чечни.

Часть маршрута я проделал с "Неизвестной Россией", которая уже не первый год организует авторские туры по десяткам регионов России. Моя дружба с ними началась ещё в 2020-м и обещает продолжиться в 2022-м:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

С ними я увидел Грозный, озеро Кезеной-Ам, Аргунское ущелье и города с гигантскими мечетями, где теперь уже ничто не напоминает о войне и старом довоенном мире:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

И успел в Урус-Мартан, в его знаменитый музей Донди-Юрт, который Адам Сатуев по прозвищу Донди собирал прямо во время войны. Увы, теперь это история: полгода спустя Донди умер от короновируса... Светлая, вечная память достойному сыну Чечни!

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Самостоятельно, в компании Ольги, я осматривал равнинную Чечню, включая бывшие казачьи станицы с их трагической судьбой:

И Ингушетию сверху и снизу:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Краешком задел я и Северную Осетию, начав путешествие в Моздоке, а закончив в Беслане. И пожалуй именно Беслан я назову в 2021 "городом года" своих путешествий (есть у меня такая традиция).

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

На впечатлениях Кавказа сейчас не буду подробно акцентироваться - вот здесь у меня обзор поездки, а в конце его - и оглавление по всем постами, оперативно написанным в апреле-мае. Май стал рекордным по посещаемости месяцем в истории моего блога (ЖЖ умирает, говорили они!), и думаю, не стоит пояснять, что большая часть порождённых этим рекордом комментариев - безобразная ругань.

От которой отдыхать мы ездили с Прекрасной Незнакомкой в майский Питер:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Как всегда переполненный яркими событиями и колоритными сюжетами:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Четыре дня вместили и величие Троице-Измайловского собора, близ которого мы жили в крошечной съёмной комнатке с полатями над санузлом.

И пространственно-временные континуумым мрачной Апрашки, куда забрели случайно и потому внезапно:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

И самую красивую парадную, которую долго искали, готовясь препираться с консьержкой, но на месте обнаружив, что туда теперь свободный платный вход:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В первую очередь, однако, мы поехали в Северную столицу именно что отдыхать, а потому реперными точками маршрута стали кафе. От модных ресторанов в центре...

...до точки с самой вкусной в Питере шавермой за Обводным каналом, которой видимо с тех пор пришлось поменять вывеску:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

А ещё, как заметила когда-то Масяня, в Питере есть настоящее море... Ну, по крайней мере с точки зрения москвича на это звание сгодится и Маркизова лужа:

Мы поехали на мыс со странным названием Гора-Валдай (или Каравалдай), оставшийся чуть в стороне от автовояжа в благословенном 2019-м.

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Чтобы там увидеть сосны на морском берегу:

А в основном мы гуляли не спеша вокруг Шепелёвского маяка (1910), любуясь им с разных сторон:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

На егерской вышке у берега Прекрасная Незнакомка призналась, что панически боится высоты...

81а.
Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Возвращались в Питер через Петергоф. Но как бы ни были поэтичны фонтаны в весеннем парке...

...нашей целью были не они, а красивое возвращение в город. Ведь прямо в парке находится причал "Метеоров":

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Которых тут курсирует столько, что им даже приходится ждать своей очереди на рейде.

Цена кусачая - 800-1500 рублей (в зависимости от компании, даты и места) за полчаса ходу, но от желающий промчаться по заливу и увидеть Питер с необычной стороны отбоя явно нет:

Мы входили в город самым суровым и колоритным маршрутом - через Большую Неву:

Мимо знаменитых верфей:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

По возвращении в Москву мне оставалось лишь в марафонском темпе выложить последние посты с Кавказа да съездить на традиционный Лесной сход Академии Вольных Путешествий. Чтобы через пару дней после него сесть на самолёт да на фоне Третьей волны Царь-вируса улететь на просторы Сибири.

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Так началось Суровое Сибирское Лето, в итоге продлившееся ровно три месяца. И на моём пути тут вставали то вода, то огонь, то конфликты с близкими людьми, то бюрократия людей бесконечно далёких. Оно же было как мало какое из моих путешествий богато на яркие встречи. В Хабаровске меня встречала Айна, прежде мне знакомая по Донбассу, Латвии (заочно) и Москве. По диким степям Забайкалья, судьбу восхваляя, со мной вместе Пётр гулял с рюкзаком на плечах. В Иркутске я гостил в избе у трёх художниц, из которых прежде был знаком с автостопщицей Аделиной, а на Байкале встретился с мотоциклисткой и гражданкой мира Ольгой. В Долину вулканов мы ходили втроём с другой, более привычной Ольгой и автостопщицей Аней, а другая Аня, тоже автостопщица, прежде успевшая пожить в нескольких странах, показывала нам Владивосток. Об этом путешествии, коллизиях, трудностях и ярких встречах я рассказывал в 3 частях, а посты из отдельных мест по горячим следам выкладывал всю осень.

Даурия (июнь). Хабаровск - Свободный - Тында - Забайкальский край - Агинский Бурятский округ.
Прибайкалье (июль). Иркутск - Окинский район Бурятии - Ольхон.
Второй путь БАМа (август-сентябрь). Чинейская железная дорога и Кодар - Хабаровск - Владивосток - остров Путятин.

Как ни странно, с 2020 у меня теперь больше долгов, чем с 2021-го: из того, что я планирую опубликовать, в блоге есть уже 3/4 этого путешествия. Пока же остановлюсь на нескольких особенно ярких моментах...

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

В этом путешествии было много цветов. Прежде я был фанатом сибирской осени, но первая половина лета оказалась как бы не ярче. Вот - марьины коренья (дикие пионы) на Нерчинских рудниках:

Вот - саранки на родине Чингисхина:

А вот - жарки на перевалах Восточных Саян:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Под Хабаровском нанайцы показывали мне о том, как выделывать рыбью кожу:

А на Ольхоне я посетил тайлган - молебен нескольких десятков бурятских шаманов:

Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Я видел в ту поездку несколько старинных городов, самым ярким из которых ожидаемо был Нерчинск:

Но всё же каркас этого путешествия образовали три пеших похода по горам. Первый - в Долину вулканов в Восточных Саянах, куда прорывались мы с боем, несколько раз отменяя поход и вновь намечая по мере введения и отмены локдаунов в Окинском районе Бурятии. Приключения продолжились и в Орлике, где мы долго и не с первого раза искали машину, и в самой Долине, где Оле из-за внезапного флюса пришлось эвакуироваться с встречной группой, а мы остались вдвоём с Аней. Об этом похоже я уже рассказал в 6 частях.

98. Окинский тракт.
Перейти брод. Итоги ушедшего года.

99. Орлик и Окрестности Орлика.

Делать мне нефиг. Значит в банке тушни - 338 гр, калорийность порядка 200 к/100 гр. Значит в банке - 600к. Гречка - http://sportlifeabout.ru/1/zdorovoe-pitanie/8-calorie-buckwheat.html 100 грамм сухой/300 грамм каши - 300к. Банка тушенки более-менее влезает в 200 грамм сухой крупы, ...
Очередные wunderwaffe вукраинцев(всего 2 минуты): -мальчик -аутист , изобретатель картонной брони и картонного танка, не прожигаемых при 14000 °C -мужчина -дибил , изобретатель уникального рюкзака для бесконечного количества патронов -военный -хохлохуту , изобретатель станка, на который ...
Очень вкусные блинчики, очень!! Тончайшие, с хрустящими краями, жарятся практически моментально! Настоятельно рекомендую:)) 1 стакан муки 1,5 стакана молока 0,5 стакана тёплой воды 2 ст.л. сахара 1 ст.л. ванильного сахара 1 яйцо (крупное) 4-5 ст.л. ...
Открытое письмо высшему руководству ФК Президенту ОАО Банк ВТБ А.Л. Костину Председателю Общества «Динамо» В.Е. Проничеву Уважаемый Андрей Леонидович! Уважаемый Владимир Егорович! Мы, болельщики московского «Динамо», обращаемся к Вам в связи с неблагоприятными тенденциями ...
Тропик_рака все записи автора "... Это очень серьезная проблема. Неправда, что они не влияют на нормальных людей. Верующий человек не может к этому нормально относиться. Когда я училась в ГИТИСе, у нас ...