Переславль-Залесский. Горицкий монастырь. Успенский собор
beliaeva-t — 16.08.2024
Закончился недельный отпуск, посвященный двум лучшим городам
России – Суздалю и Переславлю-Залесскому.
Телефон был забит фотографиями, поэтому видео почти не снимала,
экономила место.
Думаю, смысла нет выкладывать кучу этих фотографий. У многих они
свои, с этих же точек.
А вот обсудить увиденное можно!
Вот, например, внутреннее убранство Успенского собора
Горицкого монастыря. Его внутренние стены богато украшены
лепниной.
Что можно увидеть на этой фотографии?
Арочный проем украшен лепными розетками. При этом
розетки ВСЕ разные.
Вопрос к читателю: О чём это говорит?
О том, что что это не формовка.
Такое количество неповторяемого декора, и еще добавлю такой
характерной пластики, не допускает мысли о формовке.
Но если знать, что собор строился в середине XVIII века при
Елизавете Петровне, то будет понятно, что перед нами яркий пример
лепного декора в стиле Елизаветинского барокко.
В это время сложные затейливые элементы нередко "отмазывались"
из гипса по месту, без предварительной лепки в глине (модели), без
изготовления формы, и без последующей отливки.
На заранее подготовленное место, где были установлены
металлические крепежные штыри (каркас), наносился алебастр, как
«подлепок», а затем из гипса окончательно лепился декор.
Затем он подрезался и подчищался до гладкого состояния.
Для облегчения веса и улучшения отсоса влаги в алебастровый
«подлепок» часто добавлялся дробленный березовый уголь. Для
прочности в гипс добавляли мраморную пыль.
Считается, что в Успенском соборе Переславля-Залесского этот
сложнейший лепной декор был выполнен теми же мастерами, которые
работали в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.