Перенаселение планете не грозит: где смертность превысит рождаемость уже к 2050
smapse — 12.05.2023Во многих государствах смертность уже превысила или скоро превысит рождаемость, хотя ещё недавно была модной концепция так называемой популяционной бомбы: серии социально-политических конфликтов, вызванных избыточным населением на планете Земля.
Однако теперь учёные изменили свой взгляд на демографическое положение; по их новейшим расчётам, к середине столетия число людей на земле достигнет пиковых показателей, после чего начнётся обратная динамика на снижение.
Наиболее влиятельный медицинский журнал The Lancet опубликовал исследование, которое разом опровергло десятки и даже сотни алармистских прогнозов, предупреждающих о том, что скоро нам будет негде жить. Самый первый такой прогноз датирован 1968 годом, когда светило американской биологической науки Пауль Эрлих опубликовал своё знаменитое исследование-пророчество: дескать, на нашей Земле чересчур много людей. Суть его идеи была развёрнута в книжке под названием «Популяционная бомба»: количество ресурсов на планете конечно, в один прекрасный момент их станет недостаточно, чтобы прокормить увеличивающееся количество человеческих единиц на нашей планете. Книга была восторженно встречена читателями и выдержала несколько десятков переизданий, а затем была переведена на 68 языков, в том числе русский. С тех пор эта тема получила очень большую популярность как в научных, так и поп-культурных публикациях, даже в фантастических романах. Например, блокбастер «Зелёный сойлент» рассказывает о производстве пищевых заменителей (сойлента) из человеческого белка, а в романе популярного писателя Дэна Брауна гениальный, но безумный учёный создавал вирус, который был призван сделать человечество бесплодным. И всё ради жизни на Земле, конечно же.
В общем, тема популярная и близкая, притом весьма яркая.
И вот в США, в столичном университете, выходит доклад группы Криса Мюррея, который полностью изменяет наши представления о числе людей на планете в самом ближайшем будущем. Они настаивают, что увеличение численности популяции нашего вида – не единственный возможный сценарий. Напротив, в 2064 году число людей на Земле перестанет расти. В этом году землян будет почти десять миллиардов – без каких-нибудь трёх сотен миллионов. А к концу века последует сокращение до 8,82 млрд. человек.
Так что же, неужели нам не о чем беспокоиться?
Похоже, что так. В прошлом году ООН выпустила аналогичный по содержанию доклад, предупреждающий, что рост прекратится к 2100 году, но пиковое значение будет иным: чуть-чуть не дотянет до 11 миллиардов.
Интересна география демографического коллапса. Согласно базовому сценарию в 24 государствах на Земле к концу столетия число жителей сократится на 45-55% к нынешним цифрам, зафиксированным по состоянию на 2018 год. В числе этих стран есть Япония, испанское королевство и наши юго-западные соседи с Украины. Ещё в 35 странах население уменьшится на 25-30%. Наибольший интерес представляет прогноз в отношении Китайской Народной Республики: вместо нынешних 1,5 миллиардов к концу столетия там останется немногим более 770 миллионов жителей: 48%-ное падение!
Можно ли верить этим цифрам?
Принять на веру или отклонить?
Конечно, трудно верить таким долгосрочным прогнозам с позиции фундаментальной и прикладной науки. А вот общество, поддающееся стадным чувствам и охотно увлекающееся модными теориями, поверит с лёгкостью, как в своё время приняло на веру концепцию популяционной бомбы.
К слову – вышеупомянутая модель не смогла предсказать несколько значимых поведенческих трансформаций, через которую прошло общество. Люди стали реже рожать, причём этот процесс имеет всеобъемлющий характер. С одной лишь разницей: если в слаборазвитых в социально-экономическом и культурном отношении странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии этот процесс лишь начался и идёт переход от двухзначного количества детей в семье к однозначному, то в европейских странах, России и некоторых других государствах переход состоялся, установился стабильно невысокий уровень рождаемости на фоне снижения смертности.
С учётом пандемии ВИЧ/СПИД в регионе Африки неизбежно сокращение численности населения и там.
Очень скоро количество стариков превысит численность молодёжи не только в локальных региональных случаях (типа Японии, Европы и других успешных состоявшихся «пожилых» обществах), но и в глобальном измерении; по расчётам, к концу столетия на 2,4 миллиарда людей старше 65 лет будет не более полутора миллиардов тех, кто не дотянул до двадцати.
В общем, бесконечного роста не будет, хотя насчёт причин можно спорить практически бесконечно.
Сокращение в «первом» мире уже происходит за счёт разницы между числом рождающихся и умирающих. Но будет ли причина универсальной для стран третьего мира или речь всё же будет идти о пандемиях, разрушительных войнах и голоде, сказать пока сложно.
Ну а что же Россия?
Нас всегда интересует ответ на вопрос: а что Титов?
Авторы прогноза милостивы к России: нам предстоит «уменьшиться» лишь на 25-30%, с 146 миллионов человек (с Крымом на борту) в 2018 году до 106 миллионов в 2100 году.
В этот прогноз заложены три важнейших фактора:
- Рождаемость,
- Смертность,
- Миграционное сальдо.
Чтобы население росло, каждая женщина должна стабильно производить на свет больше 2 детей, а именно 2,1, что в России представляется не очень вероятным. При этом миграция должна быть положительной, что возможно, но приведёт к росту социальной напряжённости.
Кроме того, нельзя списывать со счетов и высокую смертность, свойственную России все последние годы, даже в советский период.
По совокупности следует согласиться с прогнозами учёных, но сказать точно, будут ли последствия столь драматичными, не представляется возможным.
Есть в исследовании и ещё один неожиданный, но интересный момент. Драматическое, почти трагическое падение численности жителей трудоспособного возраста ожидается в таких молодых индустриальных гигантах, как Китай, Индия и Пакистан. Численность китайцев трудоспособного возраста снизится с 960 миллионов пятью годами тому назад до 350 миллионов к концу века. У индусов ситуация будет не столь драматична, но тоже печальна: вместо 765 — всего лишь 570 миллионов к концу столетия.
Вероятно, это вызовет спад экономики и повлечёт изменения ещё и на политической карте мира (исламский мир, представляющий непростого соседа и для первых, и для вторых, будет снижать темпы рождаемости чуть медленнее).
А на африканском континенте, где за лидерские позиции борется, среди прочего, нефтяная сверхдержава Северо-Западной Африки — Нигерия, численность трудоспособных вырастет с 90 миллионов сегодня до 475 – в 2100 году. Разумеется, это не единственное условие политического и экономического успеха, но важное, подчёркивающее очевидную многополярность завтрашнего мира.
А что корона?
Пандемия новой коронавирусной инфекции на данный момент повлекла несколько миллионов избыточных смертей и перестройку нескольких крупных систем здравоохранения.
Парадокс, но в долгосрочной перспективе вклад болезни в снижение темпов роста населения минимально. В 2021-2022 в России будет рекордный рост смертности и значительное количество отложенных родов, так что популяция сократится весьма заметно. Но всего через несколько лет этот эффект сойдёт на нет.
Если, конечно, на смену новой инфекции не придёт новейшая.