Перекличка культур

топ 100 блогов humus10.05.2020

«Сумрачный немецкий гений» о Достоевском

Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним… Его следует просто назвать уникумом. Он пришёл из ниоткуда и ни к какому месту не принадлежит. И всё же он всегда остаётся русским.

Достоевский о Эдгаре По и Гофмане

Эдгар По только допускает внешнюю возможность неестественного события (доказывая, впрочем, его возможность, и иногда даже чрезвычайно хитро) и, допустив это событие, во всем остальном совершенно верен действительности. Не такова фантастичность, например, у Гофмана. Этот олицетворяет силы природы в образах: вводит в свои рассказы волшебниц, духов и даже иногда ищет свой идеал вне земного, в каком-то необыкновенном мире, принимая этот мир за высший, как будто сам верит в непременное существование этого таинственного волшебного мира... Скорее Эдгара По можно назвать писателем не фантастическим, а капризным. И что за странные капризы, какая смелость в этих капризах! Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает он о состоянии души этого человека! Кроме того, в Эдгаре По есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением других писателей; но в его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей. Попробуйте, например, вообразить сами что-нибудь не совсем обыкновенное или даже не встречающееся в действительности и только возможное; образ, которыйнарисуется перед вами, всегда будет заключать одни более или менее общие черты всей картины или установится на какой-нибудь особенности, частности ее. Но в повестях По вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что наконец как будто убеждаетесь в его возможности, действительности, тогда как событие это или почти совсем невозможно или еще никогда не случалось на свете. Например, в одном из его рассказов есть описание путешествия на луну,— описание подробнейшее, прослеженное им почти час за часом и почти убеждающее вас, что оно могло случиться. Так же точно он описал в одной американской газете полет шара, перелетевшего из Европы через океан в Америку. Это описание было сделано так подробно, так точно, наполнено такими неожиданными, случайными фактами, имело такой вид действительности, что все этому путешествию поверили, разумеется только на несколько часов; тогда же по справкам оказалось, что никакого путешествия не было и что рассказ Эдгара Поэ — газетная утка. Такая же сила воображения, или, точнее, соображения, выказывается в рассказах о потерянном письме, об убийстве, сделанном в Париже орангутангом, в рассказе о найденном кладе и проч.
Его сравнивают с Гофманом. Мы уже сказали, что это неверно. Притом же Гофман неизмеримо выше По как поэт. У Гофмана есть идеал, правда иногда не точно поставленный; но в этом идеале есть чистота, есть красота действительная, истинная, присущая человеку. Это всего виднее в его нефантастических повестях, каковы, наприм<�ер> «Мейстер Мартин» или изящнейшая, прелестнейшая повесть «Сальватор Роза». Мы уже не говорим о его лучшем произведении «Кот-Мурр». Что за истинный, зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты, и рядом — какая жажда красоты, какой светлый идеал! В Поэ если и есть фантастичность, то какая-то материальная, если б только можно было так выразиться. Видно, что он вполне американец, даже в самых фантастических своих произведениях.
Перекличка культур

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Или, если так интереснее, Субтропическая оранжерея через замочную скважину. Первые нарциссы и крокусы, цветущие цитрусовые, азалии и цикламены... ну а зверя под названием «хатуль мадан» вы уже видели. Впрочем, для любителей внимательных разглядываний в конце поста будет бонус. ...
Поговорим о соотношении свободы и экономики. Юрий Нестеренко разъясняет азбуку : На самом деле на наших глазах закончилась великая, хотя и сравнительно краткая, эпоха. И речь, разумеется, не об эпохе путинизма, ни разу не великой и уж тем более ...
Когда-то УССР в составе Советского Союза была мощнейшей авиастроительной республикой. Там, среди прочего, создавали крупнейшие и мощнейшие в мире грузовые транспортные самолёты «Антей» и «Мрия». Но потом русские, выполняя мечты шароварников о самостийности, ушли. И самолётостроение на ...
Оригинал взят у blog_matveev в В Самаре прошёл крупный митинг пенсионеров Митинг 19 марта 17 года в Самаре собрал около 2,5-3 тысяч участников и стал крупнейшей акцией протеста в регионе с 2011 года. Источник панорамы: ...
1. Есть уровни, где собрана вся информация, которая существует в мире в одной из прикладных форм. Мало того, она систематизирована, регулярно обновляется и сортируется. Этим занимаются суперкомпьютеры, реальные и серьёзные ИИ, а не игрушечные интеллектики. И управляют всем -  ...