ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР. ЗОНТИКИ, 1880-86


Часть 2.
Итак, действие картины происходит на парижской улице (на что указывает обозначенная легкими мазками серая стена высокого дома с мансардой на заднем плане справа) в дождливую погоду. Судя по всему, это ранняя осень, поскольку в листве деревьев на заднем плане слева можно заметить желтеющие листья, и сама зелень более темная, нежели это бывает весной.
Исследователи
так и не пришли к единому мнению по поводу дождя, а точнее того,
начинается он или уже заканчивается. На мой взгляд, дождь все-таки,
скорее, заканчивается, ведь купола зонтиков блестят так, будто
дождь шел достаточно долго и лишь ненадолго стих. Небо, фрагмент
которого также виден на заднем плане, серое, обложное, так что
дождь если и стих, то ненадолго.
Центр композиции
обозначен рыжевато-коричневой корзинкой, которая (вместе с
песочного цвета шляпкой девочки-подростка слева) является самым
ярким пятном картины. И при этом у нее глухое черное дно. Можно
даже воспринять это как своеобразный символ женской души, в
глубинах которой скрываются какие-то тайны, недоступные
окружающим.
На переднем плане
художник располагает пять фигур главных героев: справа молодая
женщина с двумя дочерями, девочкой-подростком и малышкой лет пяти,
слева – модистка или гризетка и молодой мужчина, который держит над
ней зонтик. К сожалению, мне не удалось точно установить имена
моделей художника.

Но скорее всего для образа главной героини Ренуару позировала Альфонсина Фурнез, его постоянная модель в этот период, дочь пресловутого папаши Фурнеза, чей знаменитый пригородный ресторанчик был воспет художником в его знаменитом «Завтраке гребцов». Она представляла собой излюбленный тип женской красоты в представлении Ренуара.



Молодой мужчина, который держит над девушкой раскрытый зонтик, очень похож на самого художника, каким можно увидеть его, скажем на автопортрете 1876 года. Молодая мать, возможно, - это Жанна Самари, еще одна постоянная модель художника, актриса-травести. А девочку, похожую на самую младшую героиню полотна, которая в «Зонтиках» держит обруч, можно увидеть, например, на картине Ренуара «Девочка с лейкой». Видимо, это дочь кого-то из его друзей. Идентифицировать личность девочки- подростка невозможно, поскольку художник пишет ее в профиль, причем лицо почти полностью закрыто элегантной, совсем взрослой шляпкой, декорированной тёмно-синей лентой, и зритель может видеть только ее пышные рыжие волосы, связанные в хвост.
Очень любопытно, что несмотря на то, что задний план занимают в основном фигуры мужчин-прохожих, но четверо из пяти главных героев – женщины. И представляют они как бы слегка урезанный вариант классической композиции с представлением основных возрастов женщины от детства до старости. Но в Париже Ренуара последнему этапу, старости, явно места нет. Ведь парижанка вечно молода, прекрасна и всегда влюблена, что тоже является признаком вечной юности.