Вот не
думал, что отложу в долгий ящик рассказ о пензенском
железнодорожном узле, а ведь тема очень обширная - пожалуй самая
большая из всех об этом городе в среднем Поволжье.
Если
посмотреть на карту, то Пензенский жд узел ничем необычным не
покажется, тем более человеку далекому от железной дороги - обычное
пересечение двух линий, одна из которых идет с запада на восток,
другая пересекает её с севера на юг.
Мало ли таких жд узлов в России, да десятки. Но Пензенский
особенный и на самом деле очень крупный.
Одних
только станций под название "Пенза" тут целых четыре (Пенза I,
Пенза II, Пенза III, Пенза IV)- по одной на каждом направлении. Ну
где еще такое есть?
Мало того, на этом узле целых две станции стыкования
- Пенза I (для пассажирских поездов) и Пенза III (для грузовых). И
соответственно тут массово "водятся" локомотивы обеих родов тока.
Причем от старых советских, до новейших "Синар".
А еще из
Пензы на запад выходит чисто тепловозная линия, а на север
электрифицированная, но однопутная, стало быть не такая важная, как
двухпутные линии на Сызрань и на Ртищево. И главный магистральный
ход через узел проходит не по прямой, как это обычно бывает, а
делает в Пензе поворот на 90 градусов на юг.
Это знаете
есть такие дорожные знаки, где обозначена основная и второстепенные
дороги на перекрестке. Вот первая картинка с таким знаком - это и
есть суть Пензенского жд узла. (Смотрите картинку №1).
И этот жд
узел стал таким не сразу, а сформировался в несколько этапов с 1874
года и до 30-60-х годов XX века, что было уже при
СССР.
Так вот,
самой первой в город пришла Сызрано-Вяземская дорога, которую
проложили из центральной России к Сызрани.
Это
произошло в 1874 году. В этом же году на северной окраине города
перед мостом через Суру и основали станцию Пенза, с железнодорожным
вокзалом. Позже она станет станцией Пенза I.
Пенза I и
сейчас является главной пассажирской станцией города, она обладает
довольно крупным вокзалом, хотя сама станция большой не
является.
В 1895 году
была построена новая линия Рузаевка - Пенза, Московско-Казанской
железной дороги, которая пришла в Пензу с севера. По этой линии
узел получил связь с Казанью и Ромодановским вокзалом Нижнего
Новгорода, того самого что стоял некогда на южном берегу
Оки.
Эту линию
практически сразу же начали продолжать на юг, к станции Ртищево
Рязано-Уральской дороги. Участок на Ртищево построили в 1896
году.
Таким
образом в началу XX столетия Пензенский узел в общих чертах был
сформирован. (Смотрите картинку №2)
В 1923 году
станция Пенза I получает новый более крупный вокзал, строить
который начали еще до революции.
В 30 годы в
связи с индустриализацией страны было принято решение сделать 2-х
путной железную дорогу от Сызрани до Пензы и далее с поворотом на
90 градусов на юг, к Ртищево, Балашову и Харькову.
Эта дорога
должна была связать индустриальный восток Украины, с районами Урала
и Поволжья. Тогда же была заложена громадная сортировочная станция
Пенза III, стоящая на выходе из узла на юг, в сторону
Ртищево.
Вот именно
это решение на много десятилетий вперед определило конфигурацию
Пензенского жд узла, сформировало его в нынешнем виде.
В 20-е годы
построили перемычку от станции Пенза IV, которая стоит на выходе на
север в сторону Рузаевки, к сортировочной грузовой Пенза III,
образовав сквозной проезд через узел с севера на юг.
И
съезд-петлю со стороны Пензы IV и Рузаевки к западной горловине
пассажирской станции Пенза I. (смотрите картинку №3)
После
войны, в середине 60-х от Сызрани сюда пришла электрификация в
стандарте постоянного тока, а с юга от Ртищево в стандарте
переменного. Однопутную перемычку на Рузаевку тоже
электрифицировали в "постоянке".
Таким
образом образовался крупный стыковой узел, через который проходило
три магистральных направления.
Одно -
самое важное и транзитное, от Сызрани до Ртищево. Второе которое
его дополняло от Рузаевки, по нему поезда через Пензу шли на юг от
Горького (Нижнего Новгорода), а также от Казани и северной части
Уральского промышленного района.
И наконец
третье магистральное направление это - самая первая историческая
линия от Ряжска, которая примерно с середины прошлого века так и
осталась второстепенной, однопутной и тепловозной.
Основной
стыковой станцией всего узла, где меняются грузовые электровозы
стала Пенза III.
Это реально
громадная станция, которая тянется на юг на много километров со
своими бесконечными депо и грузовыми парками.
А для
пассажирских поездов стыковой является Пенза I. Сюда с юга заезжают
под замену пассажирские электровозы переменного тока. Небольшой
участок Пенза III - Пенза I работает в режиме переключения с одного
рода тока на другой.
Все
пассажирские поезда, которые идут с востока на юг, заезжают на
станцию Пенза I , где меняют тягу на "переменную" и заодно
направление движения. Те, что идут с севера, как наш крымский
поезд, попадают на станцию Пенза I по петле со стороны западной
горловины и направление движения при смене тяги не
меняют.
Иногда
через Пензу I со стороны Ряжска идут грузовые поезда, так им тягу
меняют либо на станции Пенза II, если они дальше идут на Сызрань,
либо на Пенза III, если они двигаются на Ртищево.
В общем
очень сложный узел и немного даже запутанный, особенно для человека
который тут не бывал.
В таком
виде Пензенский узел существует примерно с середины 60-х годов
прошлого века и тут мало что изменилось. Ну разве что в последнее
десятилетие резко упало движение в сторону востока Украины. Но оно
стало снижаться еще в 90-е, после развала Союза.
При этом и
грузовое и пассажирское движение через Пензу из восточных регионов
страны на юг России и Кавказ, а теперь еще и Крым, остается очень
интенсивным и в наши дни.
О станциях
Пензенского узла будут отдельные три поста.