Педагогический принцип

топ 100 блогов bukvaster11.11.2010 Давно не писала ничего серьезного. У нас у всех хватает своих собственных проблем, зачем кому-то еще и чужие. Но обсудить хочется, и все же решишь и напишешь, а потом чувствуешь себя, как на публичной исповеди: протянешь читателю руку, и в лучшем случае не получишь в ответ ничего, кроме загадочного молчания.
Сейчас ситуация немного другая, вопрос личный, но проблема-то – универсальная. Принципы в воспитании. Какие методы воспитания допустимы, а какие категорически нет.
Если коротко – про то, стоит ли ради порядка учить детей кляузам. И про нашу первую словацкую учительницу.

Мы живем в Словакии уже 3,5 года. Оглядываясь назад, пытаюсь оценить, как мы адаптировались к здешней жизни, чему научились, а что потеряли.
Точно могу сказать, что переезд нам дался непросто. Психологические проблемы были и у меня, и у сына. Недавно читала интервью с педагогом, воспитывающим приемных детей. Признаки адаптации ребенка в приемной семье до жути похожи на те, которыми мы болели или еще болеем с сыном в Словакии.

В этой ситуации огромное значение для нас имело, кто находится рядом. Значение школы для сына вообще переоценить сложно. Но нам с учительницей и школой, скажу прямо, неповезло.
Поскольку школа школе рознь, как и все в принципе вещи на Земле, то оговорюсь, что речь идет о нашем опыте и конкретной школе. У друзей, живущих в Словакии, опыт другой – соседи, машу вам рукой!


В школе нельзя бить детей, нельзя выставлять их во время урока за дверь.Коротко: все, что может нанести вред физическому здоровью ребенка, запрещено.
Однако, как-то контролировать и воспитывать детей надо. На переменах все дети от мала до велика остаются предоставлены самим себе. По праву уважения к труду и отдыху учительницы на все время перерыва между уроками педагог уходит в свой кабинет пить чай. Как рядовой метод организации порядка на переменах в нашей школе практиковали «недельные списки».

На полугодие составляется график дежурств, каждую неделю дежурят двое детишек. Их задача – записать как можно больше нарушающих порядок учеников. У кого список будет длиннее, тот и выйграл и получил похвалу от учительницы. Ученик, оказавшийся в списке чаще остальных получает запись в дневник и журнал, а в конце года смело может получить сниженную оценку по поведению. Здесь это дело серьезное. Оценка идёт на аттестат и на её основе пишут характеристику, например, в другую школу или ВУЗ. Если не считать родительского гнева, ученику действительно есть, что терять в жизни. Поэтому часто практикуется подсматривание, клевета и детская месть (ты мне что-то сделал или записал меня в прошлый раз, теперь запишу тебя я).
Детям идея со списками, в общем, нравилась. Жаловались друг на друга, но продолжали, как игру во взрослых. Спортивный дух взял своё .
Родительского протеста «недельные списки» не вызывали.
Для меня же такой подход – неприемлем категорически. Не верю, что таким способом можно научить детей чему-нибудь, кроме умению ябедничать, выслуживаться и мстить. Как возможную перспективу развития отношений в классе я видела не дружескую поддержку, здоровую критику, а всеобщую разобщенность и доносы. Учителю, конечно, такое положение вещей может быть очень удобно - разделяй и властвуй. Но для нас среди всего незнакомого, в обстановке чужой страны, с огромной потребностью в поддержке, эта была, пожалуй, самая неподходящая атмосфера.

Поговорить с учительницей делу не помогло. С самого начала было видно, что на понимание настроена она не была. Старше, с высоким соц. статусом, опытнее как учитель, у себя дома, а не иностранка, ребенка нашего она не любила. Достучаться до неё не получилось - классное правило должно было быть выполнено однозначно, учитель в классе – хозяин, подвергать его авторитет сомнению – непедагогично. Учитель отстаивал своё право выбирать любое, кроме физического, наказание, для непослушных детей применялось наказание "не брать со всеми на экскурсию" или "хором над ним посмеяться".
Нельзя сказать, что порядка в классе не было, он был, но дети друг друга побаивались, шалили и "сдавали" друг друга анонимно. Выходит, ради благих целей (организовать порядок) учитель идет на недопустимые меры, а главным принципом педагога оказывается не нести "доброе, разумное, вечное", а поддержать учительский авторитет.

Для информации:
Школы в городе всего две. Учителя совмещают и все и про всех знают. При переходе в другую школу первым вопросом будет звучать причина перехода и новая школа запросит характеристику на ребенка из старой. Дальше понятно, что с официальными документами будет передан и личный вгляд нашей учительницы (лицо она в городе вполне авторитетное).

В этой ситуации оставалось пять вариантов:
1. Ничего не делать, дать 8летнему ребенку решать самому
2. оставить ребенка в старой школе, объяснить ему, почему я считаю такое поведение недостойным, посоветовать не участвовать в "недельных списках" и тем самым противопоставить неадаптированного ребенка ( который и так находится после переезда в чужую страну в нестабильном состоянии) всему классу и учительнице
3. оставить ребенка в школе, объяснить ему, почему так поступать некрасиво, и предложить вариант "если такие в классе правила и все с ними согласны, надо выполнить; прежде чем записать шалуна в список, несколько раз предупредить его, сказав "перестань (например, плеваться), иначе мне придется тебя записать"
4. бросить работу и возить ребенка в школу в соседний город
5. перевести ребенка в другую школу в том же городке
Что бы вы выбрали? Или может быть стоит уважать местные нравы и методы педагога?

Сын год проучился в классе с "недельными списками". Потом перешел в другую школу, принципиально отличающуюся от первой. Авторитарная учительница пошла на повышение и стала завучем в начальной школе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Удручающая картина в супермаркете у нас. Все полки пустые, штук десять гнилых груш и пучок дохлых бананов. В консервном отделе консервы «spam” и почему-то «завтрак туриста. Водители грузовиков массово болеют ковидом. Штат призывает владельцев легковушек за бесплатный бензин ехать на базы ...
Фамке Янссен (56) в воскресенье на улицах Нью-Йорка. ...
Веселые))))) добряки png. Kea Acedera   Очень нравится!!!а вам? santa3 ...
Несмотря на то, что пост о своей же столовке (произносится любовно), он больше и о ...
Пройшовся вчора вздовж будівництва сихівської трамвайної лінії. Фоток вийшло багацько, тому розділю розповідь на дві частини. Сьогодні покажу відрізок від Санта-Барбари до кінця Сихівського мосту. 1. Так зараз виглядає ділянка біля кінцевого розворотного кільця. 2. Базар вже потихень ...