Печкин и кактус

Некто нашёл в мультфильме «Трое из Простоквашино» буддийский код. И сочинил хохму «Буддизм и Простоквашино». Дескать, комичный диалог Печкина и галчонка повествует об иллюзорности «Я».

Такой «буддизм» в кавычках — типично советская хохма. Ещё со времён востоковеда Фёдора Щербатского сформировался «наш буддизм» — столичный, художественно-философский и русскоязычный, где индийские лексемы казались загадочными терминами, а храмовой практики не существовало. Он был весьма далёк от реального буддизма и ламаизма — который исповедовали, например, калмыки, буряты, корейцы, кхмеры. Их аутентичные знания в Питере как-то не воспринимали.
Но вообще эта разношёрстная группа из Простоквашино действительно напоминает коммуну или сквот. Что-то в них есть хипповое. Будто в Простоквашино — просто квасили. Отсюда и причуды взаимоотношений. Первый контакт — с почтовым работником, а может, и курьером. Печкин вроде бы начеку, человек тверёзый — но какой-то не очень трезвый, и физиономией, и манерами. Конечно, это видно, только если разбирать по кадрам.
И обратим внимание, что на окне красуется кактус. Интересно, откуда в заброшенном доме и в глухой деревне мог взяться — кактус? Да ещё и такой кустистый и сочный? Это не просто цветок в горшке, а кактус Сан-Педро, содержащий мескалин и другие алкалоиды.
Его название связано с поверьем: как Святой Петр держит ключи от небес, так действие кактуса позволяет «достичь небес, ещё находясь на земле». [14]

Конечно, мы, пионеры 1980-х, о таких вещах даже не помышляли. Да и сейчас не помышляем, а ведём трезвейший образ жизни. И употребляем только чай и молоко. Однако тогдашняя творческая богема — кинематографисты, художники, писатели — эти товарищи были в курсе всего. Нам они кажутся беззубыми сказочниками, но в жизни это были мужчины, искушённые и в таких вопросах.
«Что это мы всё без молока». Молоко, молоко... Здесь вспоминается книга Бёрджесса, где молоко подавалось как напиток зла. Кстати, русский след там тоже был. Итересно, в какой мере Успенский знал про эту книгу, а затем и про фильм Кубрика? Ассоциация чрезвычайно отдалённая. Но это были произведения нашумевшие, поскольку вскрывали язвы буржуазного общества — весьма креативно. Хронология такова.
- 1962 — Энтони Бёрджесс публикует остросоциальную антиутопию «Заводной апельсин» (Anthony Burgess «A Clockwork Orange»).
- 1971 — Стэнли Кубрик экранизирует «A Clockwork Orange» в авангардном стиле.
- 1972 — в зарубежных газетах упоминают десятилетие книги, и резонанс кощунственного фильма, который победил на Венецианском фестивале, номинировался на «Оскар» и получил ряд других наград. Эдуард Успенский сочиняет историю «Дядя Фёдор, пёс и кот», и воплощает её в диафильме.
- 1974 — выходит книга «Дядя Фёдор, пёс и кот».
- 1975 — выходит мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот», где персонажи выглядят как самогонщики.
- 1978 — выходит мультфильм «Трое из Простоквашино», где их изобразили поприличнее.
Созвучно ли поэтическому слуху Clockwork Orange и Troye iz Prostokvashino? Скорее нет, чем да. Для зрителя это крайне далёкие полюса, и кактус тут не при чём. Однако люди искусства, работники творческой кухни, склонны к ассоциациями и питают интерес к художественной интертекстуальности. Конкретика этого вопроса пока неясна.