"ПЕЧАТЬ"

топ 100 блогов natabelu09.10.2011 Все уж забыли давно, конечно. А я помню и маюсь.
Обещала пересказать фильм "Печать" и не могу, до того он мне неприятен. Но приступаю - в надежде, что кому-нибудь это произведение доставит такие же неприятные минуты, какие доставило мне. Тут-то и полегчает сразу.
Дел там, казалось бы, на копейку: в некий город приезжают музыканты на соответствующий (музыкальный то бишь) фестиваль. Один из музыкантов - персонаж Колина Фёрта. Не помню, как зовут персонажа. Он альтист; с приехавшим на тот же фестиваль оркестром он исполняет - после нескольких репетиций - произведение современнного композитора, довольно странное; даёт мастер-классы, пьёт с дирижёром в баре гостиницы и вынужденно тусуется на приёмах - у мэра города, у кого-то из министерства культуры, у местной примадонны. В Фёрта влюбляются две подруги, скрипачки местного орекстра. Зрителю сначала кажется, что главный вопрос фильма - кто из подруг победит.
Теперь о том, как это всё сервировано. Главное - парадоксальный, кощунственный подход к музыке. Фильм перенаселён музыкантами, они постоянно что-то репетируют, оттачивают какие-то пассажи, носятся со своими инструментами, наконец - просто выступают; прекрасная почва для того, чтобы музыкой, как это обыкновенно делается, приподнять происходящее на экране, придать значительности. Но в "Печати" музыка этого не делает: монтаж нарочито рваный, и музыкальные фразы рвутся вместе с кадрами - а закадровой музыки нет вообще, сплошной синхрон; по картинке - тоже сурово, никаких вдохновенных лиц: нам показывают тяжёлую работу или унылые моменты усталости; пот, выступающий на лбу солирующего; смертную скуку в глазах литавриста, пока он сидит без дела; зоркий, как у охотника, глаз дирижёра, цепкий взгляд первой скрипки, пальцы пианиста, напрягшиеся за секунду до удара по клавишам, и так далее. Это звучит и выглядит антимузыкально, хотя за этим всем будто нарастающее нервное напряжение; хаос понял, что сейчас что-то будет - например, сотворение мира - и занервничал.
Фёрт вполне роботоподобно, но виртуозно делает свою работу, и с людьми общается короткими ясными фразами, по большому счёту никак не проявляя свою личность. Но выглядит он при этом круто. Не в смысле как Антонио Бандерас или там кто. А как ящик Пандоры. Очевидно, что он что-то знает, он что-то скрывает, и это тревожит людей. Это самое беспокойное - когда чувствуешь, что перед тобой явление какой-то непонятной природы; Фёрт беспокоил именно так. И женщины - две главные героини, Блондинка и Брюнетка - вместо того, чтобы изучить явление, подумать, что это могло бы такое быть, посоветоваться со старшими товарищами, почитать литературу, поставить пару опытов и пр., - вместо всего этого они, разумеется, среагировали самым глупым и самым распространённым образом: они захотели к нему приобщиться, стать частью явления, проникнуть в него, быть им поглощёнными - и таким образом унять своё беспокойство; говоря короче, они сразу сдались, они влюбились. Да, для них это было безвыходно, потому что они слабые существа.
В просветах между музыкальными упражнениями и светской вознёй Фёрт, как я сказала выше, пьёт в баре гостиницы; пьёт он не один, а с дирижёром, да и не так уж он много пьёт. Ещё когда Фёрт приехал в город, этот дирижёр его встречал на вокзале. Дирижёра играет Ральф Файнс. Они друг другу вовсе не обрадовались, но тут же сели в бар и завели довольно дикий, казуистический разговор - по всей видимости, они этим занимаются при каждой встрече, раз за разом заводят одну и ту же пластинку. Дирижёр утверждает, что музыкальное произведение, будь оно трижды гениально, не существует, пока она не исполнено, не услышано, не оценено. Пока оно не вписано в контекст истории музыки и пока оно ни на кого и ни на что не повлияло - его нет; это просто бумага с нотными знаками. Оно не существует, пока оно не осуществлено (так он говорил, цитирую дословно). Фёрт отвечает: разве кантаты Баха не существовали, пока с ними не ознакомилась музыкальная общественность? Дирижёр говорит: разумеется, всё те годы, пока они не звучали, то есть пока действующие композиторы не учитывали эту музыку - её не было. На её месте была пустота, провал. Фёрт на это отвечает, что музыка существует независимо от публики, шмублики, контекста, музыкальной истории и так далее. Так существует возможность - независимо от того, пользуешься ли ты ею; так существует мысль - независимо от того, произнёс ли ты её про себя или распространил среди населения; она есть, и её слышит Бог, и точно так же Бог слышит музыку. Дирижёр говорит: ты же не веришь в Бога. А Фёрт: это моя проблема, это не проблема Бога. Дирижёр говорит: приплетать Бога - запрещенный приём, Бог вне логики  этого разговора. А Фёрт: может, тогда и о человечестве не будем? А дирижёр: музыка - это человеческое и для человечества: ни бог, ни природа, ни космос не слышат её и не производят. В общем, хотя разговоры эти были явно бесплодны, они неоднократно всё это перетирали, и было даже впечатление - как в детективе, когда "что-то не так" - что за этими разговорами скрывается что-то другое, может быть более неразрешимое, поэтому они так бьются, с таким идиотским упорством.
Параллельным - или перпендикулярным - образом развивается история с девицами. Блондинка и Брюнетка ведут свой спор; женский спор смешно монтируется с мужским. Будучи подругами, они безо всяких обиняков и экивоков сказали друг другу, что влюблены в одного парня. Спорят они не о том, "кто достоин". А о методах. Обе болтаются у него перед глазами - но контакт осуществляют по-разному: поведение Блондинки говорит ему "ты прекрасен", поведение Брюнетки - "посмотри, как хороша я". Брюнетка жалеет Блондинку: ты, мол, как нищая, которая стоит с протянутой рукой. Ты униженно просишь, чтобы тебя удостоили. А я предлагаю сокровище, то есть - себя. Надо, говорит, быть гордой. Надо знать себе цену. Блондинка на это: я - ничего не стою, пока меня не любят. 
Брюнетка очень красивая, на итальянский манер, а Блондинка похожа на молодую Лив Ульман. Правду сказать, Брюнетка молодец: при Фёрте она искрится обаянием, она остроумна, интеллектуальна, она прелестно кокетничает, не допускает никакой пошлости - и при этом манит; Фёрт, на это дело глядя, только грустно улыбается, - мол, и рад бы, да не могу. В конце концов ситуация показалась Брюнетке обидной и Брюнетка сказала: ну всё, я выхожу из игры.
Блондинка же загибается от любви, переходящей в одержимость, и бродит за Фёртом как овца на веревочке. Например, Фёрт проводит мастер-класс, и Блондинка туда притаскивается, что, конечно, довольно нелепо, потому что она должна была быть на мастер-классе для скрипачей (приехал какой-то старый великий скрипач, который вот-вот должен отправиться на тот свет, поэтому люди пользуются возможностью на него хоть глянуть, пока жив).
Однажды нервы у Блондинки сдали, она пришла в гостиницу и стала долбиться в номер Фёрта. Тот открыл, такой красивый, в толстом махровом халате. Блондинка с порога давай рыдать и говорить "помоги мне, помоги мне". Сделай, говорит, что-нибудь, я так больше не могу, я тебя люблю, спаси меня. Плачет, как маленький ребенок. Видимо, Фёрт тоже подумал, что она маленький ребёнок, потому что исполнился сочувствия, сгрёб её в охапку и давай качать, мыча что-то колыбельное и приговаривая "ну-ну-ну, всё-всё-всё". Блондинка пережила несколько судорог и постепенно затихла. Фёрт говорит: успокоилась? иди домой. Блондинка говорит: пожалуйста, не прогоняй, я хочу побыть здесь, жалко тебе что ли. И вот они сидят в кресле, Фёрт эту дурочку на автопилоте покачивает, она вытирает сопли. Сгущается тьма. Наступает ночь. Ночью всё уже не так, с моралью ночью туго, поэтому они ложатся спать как ни в чём не бывало, но секса нам не показывают, поэтому я точно не знаю, был он или нет.
Поутру Фёрт просыпается и вперяет взор в молодое девичье лицо, много думает, потом целует её в лоб, одевается и валит из номера; в дверях он сталкивается с дирижёром, который успевает заметить, что в номере дрыхнет женщина. Дирижёр вдруг делается крайне взволнован и прижимает Фёрта к стене в гостиничном коридоре, и шипит ему в лицо, как змея: "Не существует, пока не осуществлено". Фёрт говорит: "Это не тот случай, осуществляться нечему". Но дирижёр не отстаёт: "Допустим, где-то лежат эти ноты. Сто лет лежат, двести. Допустим, Бог знает, как это могло бы звучать. Но вообрази, что Баха слышал только Бог. Исключи Баха из своей собственной музыкальной памяти и представь, что потеряла музыка. Пойми, что теряешь лично ты". Я стала даже думать с перепугу, что Фёрт хранит у себя какие-то неизвестные старинные произведения и не хочет их обнародовать, и именно поэтому они постоянно говорят на эту тему: дирижёр просто пытается его убедить в том, что необходимо поделиться. Но нет, ёлки! Это всё долбаная метафора. Они всё время говорят про Фёрта, потому что это он, именно он - не осуществляется: ему достаточно сознавать свою способность, скажем, к любви (то есть нотки у него есть), но он не реализует её в отношениях, в связях, в семье (не исполняет, не загрязняет интерпретациями, не вписывает в контекст прочих связей с человеками). Именно поэтому музыка в фильме была показана уродливо и экстремально: это результат того, что её осуществили, теперь в ней пот, кровь, усталость. И живая жизнь нехороша так же. Жизнь заключается именно в этом - в ошибках, в дискредитации того, что обещало вечное блаженство, в ужасных переменах, в преодолении всего этого - и новом риске. Фёрт отказывается рисковать.
Дирижёр понял, что Фёрт удирает от женщины, уходит в отказ, но ему не удаётся затолкать Фёрта обратно в номер. Отвязавшись от дирижёра, Фёрт выходит из гостиницы. Погода мокрая, летает редкий снежок и тает на лету. Фёрт в длинном черно пальто стоит на маленькой площади перед станцией метро и ловит снег на губу. Вокруг снуют люди. Рядом - маленькие торговые павильончики, и в одном из них продают сувениры и ещё такие штуки - платишь копейку, и тебе на руку (или куда скажешь) ставят печать с изображением чего угодно (там большой выбор, звери, птицы, гербы, странные символы) - это что-то вроде временной татуировки. Продавец, чтобы не давать сдачу, спрашивает: а хотите печать? Некоторые себе ставят.
Потом случается момент фантасмагории: среди снующих обывателей вдруг появляются люди в странных костюмах, как будто персонажи "Сна в летнюю ночь", ведут они себя как все, курят, болтают друг с другом, мёрзнут (на них нет верхней одежды). Единственное объяснение, которое мне пришло в голову - рядом драматический театр, там объявили пожарную или ещё какую-нибудь тревогу и всех срочно эвакуировали, в том числе артистов, которые вышли из театра в чём были.
Фёрт достаёт из кармана мобильник, звонит кому-то и просит заказать ему билет на сегодняшний вечер, он должен уехать обязательно сегодня.
И тут его настигается растрепанная Блондинка с отчаянием на лице. И говорит - ты не хочешь быть со мной? Фёрт отвечает: хочу, но не буду. Блондинка собирается заплакать, но берёт себя в руки. Идёт в метро. И дальше - ужас, как вспомню так вздрогну - зайдя в вестибюль, она ломается. Садится на грязный пол и начинает выть, как собака, страшно. Фёрт слышит этот жуткий звук сквозь шум города, идёт за ней, поднимает с пола, выводит на улицу, говорит: я передумал. Как я и говорила, это фильм о взаимной любви! Ура, они любят друг друга! Блондинка совершенно счастлива.
Но это не конец.
Приняв решение, Фёрт основательно меняется в лице. Он платит продавцу печатей, берёт печать, расстёгивает своё черное пальто, расстёгивает пиджак, расстёгивает рубашку и ставить печать себе на грудь. Совершает, то есть, некий символический акт. (Мама дорогая, какой дикий поступок, как он не вписывается в поведение этого человека.) Да, забыла сказать, что изображает печать: это какая-то большая птица. Я не поняла символа. Идёт снег, Фёрт стоит с печатью на груди и не запахивается. Для него началась другая жизнь. Он решился на какой-то очень большой риск. Такое впечатление, что с этой минуты он будет ходить по ножам. Блондинке вдруг делается не по себе, она гладит Фёрта по щеке и этак пытливо и робко спрашивает: "Кто ты?"
И он отворачивается и говорит в сторону: "Двадцать лет назад я убил женщину".
Блондинка застывает - как жена Лота. Снежок идёт. Мимо шастают люди в театральных костюмах. Затемнение и титры.
И тут, на титрах, начинается наконец-то музыка, и она добивает меня: звучит "Ich habe genug", - представляете, после всего вышеизложенного - вот это:


P.S. На случай если кто-то не в теме: такого фильма не существует, это всё мне приснилось. И я ничего не выдумываю.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Эта красота у нас в лесу на затонах реки Выи. Мы туда за грибами ездим и просто погулять. Я помню этот ...
Полный штиль весь день.Хуй чего поймали, естественно.Зато снят второй эпизод эпического триллера "Таинственный остров", душераздирающие подробности быта его загадочно исчезнувших обитателей.Велкам. Тишайшее утро.Продолжение тишайшего ...
Посмотрел, и нахлынуло: 90% этих игрушек были в моём детстве, дома или у друзей! Я уже забыл, как они выглядели, потому, что всё давно куда-то ушло. Всё, кроме корабля "Орёл" и пушки с заглавной картинки, с которой сейчас играет мой сын. Оригинал взят у ...
В Гондурасе заключенный переоделся в женскую одежду, чтобы сбежать из тюрьмы особого режима. 55-летний Франсиско Эррера Аргета, отбывающий наказание за убийство, планировал выдать себя за посетительницу, которая пришла к одному из заключенных. ... Для этого мужчина надел длинную ...
У праздника Хеллоуин, как оказалось, есть противники и они обратились в Генпрокуратуру с требованием проверить законность празднования Дня всех святых на территории России!Православные активисты пытаются добиться его запрета через российские правоохранительные органы. По их мнению, ...