Павелецкий вокзал - как лицо столицы

топ 100 блогов ruslanviktorov07.08.2024 Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Первое, что видит человек, прибывая в новый город – вокзал. Это – лицо города. В период, когда люди ценили красоту во всем и понимали ее значение, вокзалы, станционные здания и сооружения воспринимались как носители определенной эстетики. Они предназначались для публичного пользования, поэтому к ним предъявлялись не менее высокие эстетические требования, чем к любым другим общественным местам. Многие населённые пункты России могут похвастаться вокзалами, представляющими собой настоящие архитектурные шедевры.

Сегодня речь пойдет о Павелецком вокзале и его истории.

Павелецкий вокзал стал за эти годы для меня уже родным, именно с него я езжу в Видное из Москвы и наоборот, но чаще именно в Москву я езжу до станции метро Кантемировская, а там уже как пойдет.

Я помню еще те времена, когда вокзалы были Меккой криминала, вони, бомжей и вот этого всего. Когда лишний раз там и появляться не хотелось, но то, осталось в далеком прошлом, теперь же как минимум Павелецкий вокзал это притяжение горожан.

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал — один из десяти железнодорожных вокзалов Москвы, пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая.

Здание вокзала было построено в 1900 году для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги по проекту архитекторов Н. А. Квашнина и Ю. Ф. Дидерихса. В отдельных сетевых публикациях утверждается, что здание вокзала было возведено в том же году, но по проекту архитектора А. Ф. Красовского.

Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветки Павелец — Москва.

В мае 1897 года было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки: на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Торжественное открытие вокзала состоялось 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1900 года. По этому поводу был отслужен молебен с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам: билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича с изрядным запасом прочности для невысокого здания. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всём чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Существует растиражированная в сети версия, что изначально вокзал назывался Саратовским, так как управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове, и только после Великой Отечественной войны был переименован в Павелецкий по посёлку Павельцу Рязанской области, от которого была протянута финальная часть Рязано-Уральской железной дороги до Москвы. Однако в дореволюционных газетах, включая хронику наводнения в апреле 1908 года, вокзал назван Павелецким и под тем же названием он упоминается в издании «Иллюстрированный практический путеводитель по Москве» автора Г. Московича за 1908 год, а также в путеводителе за 1909 год под редакцией С. Литынского. На картах Москвы с 1901 года и по 1911 год включительно здание отмечено как вокзал Московско-Павелецкой железной дороги, либо как Павелецкий вокзал. Только с 1912 года вокзал отмечен на картах как Саратовский. Это дает основания считать, что название Саратовский не было первым и было официально закреплено за вокзалом не с самого начала его существования.

На вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина (при этом на второй странице газеты «Известия» за 24.01.1924 в одном из репортажей вокзал назван Саратовским, а в другом — Павелецким, Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924) пишет: «Это его несут с Павелецкого…»). В 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии. В середине 1920-х годов и сам вокзал назывался Ленинским. Название это не прижилось, но осталось на старых картах Москвы того времени.

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу: сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.

Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Б. Гурков, С. Д. Кузнецова и А. Р. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. При этом в новое здание был встроен вестибюль станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии.

Капитально обновлённый Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года.

Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час, это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Павелецкий вокзал имеет 9 высоких пассажирских платформ (8 островных и 1 береговая) и 12 тупиковых путей (11 пассажирских и 1 почтово-багажный), начинающихся от вокзала в южном направлении.

В честь Павелецкого вокзала были названы Павелецкая улица в Саратове и Астрахани, а также Павелецкий переулок в Астрахани. При этом, с 1972 года оба города связаны с вокзалом одним фирменным поездом. Обе улицы в своих городах располагаются в районах частной жилой застройки.

В художественной литературе Павелецкий вокзал присутствует в романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и под названием «Астраханский вокзал» выведен в одноимённой повести Леонида Словина.

В кинематографе:
«Артистка из Грибова» (1988)
«Роковая ошибка» (1988)
«Паспорт» (1990)
«Четыре таксиста и собака» (2004)
«Парниковый эффект» (2005)

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Теперь немного про саму площадь у вокзала.

Как и писал выше, в некоторых источниках площадь, как и вокзал с 1922—1941 годах называлась Саратовская площадь. С 1941 до 1992 год — Ленинская площадь в память о прибытии сюда из Горок гроба с телом В. И. Ленина. В 1992 году названа Павелецкой площадью по Павелецкому вокзалу, перед которым находится. Тогда же в состав площади был включён бывший Ленинский проезд, ограничивавший её с востока.

Павелецкая площадь примыкает с севера к Зацепскому Валу на внешней стороне Садового кольца. С востока она ограничена Кожевнической улицей, с юга — зданием Павелецкого вокзала, а с запада — Дубининской улицей. До 2000-х годов с запада на площадь выходила улица Зацепа, однако, ныне она отделена возведёнными офисными зданиями. К западу от Павелецкого вокзала к площади примыкает Зацепская площадь. Из центра на внутреннюю сторону Садового кольца к площади выходят Новокузнецкая улица, улица Бахрушина и Татарская улица.

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

17 сентября 2021 года на площади после многолетней стройки открылся ландшафтный парк. В декабре 2019 года архитектурным советом Москвы был одобрен проект строительства под площадью подземного многофункционального торгового комплекса «Павелецкая Плаза», открытие которого состоялось 21 декабря 2021 года. Торговый комплекс имеет площадь около 73 тыс. м² и включает в себя пять уровней, на которых размещаются магазины, бутики, кафе, подземная автостоянка и выход в подземный переход через улицу Зацепский Вал и к станции метро «Павелецкая»

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

60-70ые годы

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

1988 год

Павелецкий вокзал - как лицо столицы

1994 год

Вот такое красивое лицо Москвы, одно из.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал и Youtube: Павелецкий вокзал - как лицо столицы Павелецкий вокзал - как лицо столицы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дату рождения В.И.Ленина, думаю, знают все- 22 апреля 1870г. View Poll: про Ленина Можно сразу несколько вариантов отметить в опросе Оригинал взят у ledy_lisichka в Сегодня, 22 апреля, день рождения дедушки Ленина. Опрос ...
Увидела в ЖЖ и в ФБ обсуждения кормления грудью в общественных местах. Удивилась двум вещам: тому, что ничего не меняется, и себе – не пошла и ничего не написала, хотя мне есть что сказать. И у себя я про другое напишу. Мы в четверг ходили на концерт Юрского. Про Юрского что писать? Любые ...
Тут у меня подошел срок продлевать КАСКО и ОСАГО, и мне стали звонить все страховые подряд. Не знаю, откуда они узнают мой телефон и что у меня заканчивается страховка – явно кто-то из моих прошлых страховых компаний сливает. В общем, они предлагают условия одни лучше других, но конечно ...
Давно понятно, что не стоит верить всему, что показывают на телевидении, так как часто это делается ради высоких рейтингов. Но давайте предположим, что хотя бы половина из увиденного - правда. Вчера я посмотрел половину одного из выпусков шоу "Детектор лжи". Главный герой пришёл на ...
Короткометражный фильм «За гранью» рассказывает историю молодой девушки, попавшей в иную реальность. И в этом параллельном нашему мире, где всё ново и не понятно, она встречает загадочную чародейку с пронзительным взглядом. А дальше начинается волшебство... «За гранью» - фильм-сказка ...