Сериал "ГДР" - антология предательства!
ruslanviktorov — 04.08.2024СССР, осень 1989 года. Огромная империя трещит по швам, вот-вот этот ледник прорвет плотину из дипломатии и военных союзов и устремится вниз, сметая все на своем пути. Капитан Нечаев вынужден вернуться в строй после провальной спецоперации. В Москве коллега просит Нечаева проследить за артистами берлинского мьюзик-холла, способными передать зашифрованную информацию американскому журналисту. Это несложное задание дает толчок большой истории, которая начнется в Берлине, ГДР, где схлестнутся разведки всего мира.
Долго не хотел его смотреть, особенно на хайпе, но пришло время и...я в восторге. Для меня был только один минус сериала - звук, порой было сложно, даже в перемотке, понять, что там сказал кто-то. Хотя, если почитать остальные рецензии, то минусов, неточностей там полно, но очень не хочется придираться, внизу оставлю ссылочку, кому интересно про минусы и неточности вэлком.
Впервые по-моему снимают сериал у нас о падении Берлинской стены и лютом соперничестве трех спецслужб – КГБ, ЦРУ и Штази – на территории Восточного Берлина. Получилось стильно и вкусно, я бы даже сказал, что это канонический шпионский детектив, сама шпионская история мне понравилась. Да, есть отдельные недостатки, но картина держит в напряжении, хочется включить следующую серию и увидеть, что будет дальше. Главные актеры играют неплохо, а часто прямо хорошо. Драки вообще бомба.
А какие тут локации! Калининград, Гвардейск, Выборг, Стамбул, Беларусь, даже есть. Больше всего умилил момент Москвы показанный, как Западный Берлин, бар Black swan pub шикарно вписался.
Что еще приятно поражает в "ГДР" — отсутствие нелицеприятных клише о ребятах в штатском. Никакой клюквы, наоборот — малины многовато: девушки падают к ногам красавца, пока он мечется в раздумьях над разводом. Чем обязаны такому обелению спецслужб? Сразу возникла конспирологическая версия, которая, между прочим, в некоторых источниках подается, как вполне себе официальная, мол, сняли сериал к выборам, а главный персонаж — аккурат списан с кого бы вы думали? Да, Владимир Владимирович в это время был в этом месте, служил в ГДР, и если версия таки надуманная, то аналогия возникает самая предумышленная.
А кто же тут главный злодей?
Интересно следить за сюжетом лишь в первых сериях, затем все как-то тонет в запутанности, которую надо уметь плести, чтобы зритель не ощущал себя слегка одураченным.
Увы, здесь повторения интриги, как у "Слова пацана", не получилось, никто не обсуждал решения героев до выхода очередной серии. Их, наверное, даже сценаристы не обсуждали, так как в этом отношении логика хромает: сдержанный и продуманный майор, который сыплет перлами, как сами знаете кто, то он говорит про обстановку вокруг "Раньше выстрела не падаем", мол, работаем и все, то в личной жизни вдруг теряет всю свою мудрость, заподозрив жену в измене, даже не проверив первичное впечатление. Да и другие сюжетные линии идут как будто невпопад.
Но, тем не менее, сериал стал самым обсуждаемым, и это снова серьезный успех платформы Wink. "Ростелеком" (Wink) в смысле кинопроизводства, похоже, на голову вышел вперед своих российских конкурентов. "Слово пацана" вообще вне конкуренции, как ни относись к его сути, а теперь вот "ГДР". Хотя здесь вопросов у зрителя будет побольше.
Любопытно, что интереснее было следить скорее за второстепенными героями, а не за шпионской гонкой, то есть за диалогами Михаила Горбачева с Раисой Максимовной, его перепалкой с Борисом Ельциным, беседами с коварным Эдуардом Шеварднадзе и мудрым главой ГДР Эрихом Хонеккером, который прямо предупреждает болтливого перестройщика:
"— Рухнет стена — рухнет социализм, и не только в Германии, но и в Европе. Во всем мире."
Плешивый показан в принципе близко к тому, что осталось в памяти отечественных его современников - слабак, подкаблучник, болтун и, как говорится, ума не палата. Глава самой большой страны мира хочет угодить всем, но прежде всего своей жене. Это, кстати и стало и причиной критики, и поводом похвалить сериал за аутентичность. Всем известна эта "фемми фаталь" СССР Раиса Максимовна Горбачева. В народе, не вдаваясь в геополитические подробности, считали просто и жестко - за красивые шмотки и многие блага продала и развалила СССР, так как имела большое влияние на мужа.
Ресурсная женщина, что сказать, возможно, она начала читать аффирмации и "дышать маткой", призывая вселенную сделать мужа богаче до того, как это стало мейнстримом. В сериале нам показывают ее мягкие повадки и хитренькие манипуляции, за которыми следить было бы гораздо интересней, если бы не знать, к чему они привели СССР.
Чего стоят только ее споры с мужем насчет ее туалетов — как мы помним, она уделяла большое внимание внешнему виду, что людей в СССР раздражало неимоверно.
Зная, чем дело кончилось, и как "собаке отрезали не только хвост", но и пропустили через мясорубку целиком и что далее последовало, особенно 22/02/22 цензурных слов нет.
Есть и змей-искуситель, что в райском саду вместо яблок приносит доносы — подслушанное на улицах ГДР, где каждый уже как будто бы диссидент. Шеварднадзе шикарно показан, настоящий злодей.
Для соотечественников возрастом "40-" это, наверное, напоминание-предостережение, которое прямо коррелируется с современной геополитической реальностью. Для россиян возрастом "40+" — реально прожитые годы крушения всего, что было дорого им, их родителям и предкам.
Вообще, художественная составляющая в диалогах по теме: "Как "Мишка-меченый" Союз развалил", пожалуй, все-таки не главная. Но образы Горбачева, Шеварднадзе и Яковлева точно можно отнести к актерским удачам, суть персонажей и их актерская реализация достойны похвалы. Увы, Раиса Максимовна прорисована все-таки пунктиром. Если, так сказать, технология ее воздействия на супруга получилась выпуклой, то вот ее мотивация для зрителя все равно остается загадкой. Только наряды? Нет — ровно по Станиславскому — не верим!
Еще одна удача — в совсем уж эпизодической роли Ельцина. Прямо, грубо, нагло, цинично и самоуверенно. Принципы ничто, цель оправдывает средства. Вот тут — да, получилось на пятерку.
В целом, же оказалось, что диалоги исторические "о главном" как бы сами по себе, а шпионский экшн — сам по себе.
И, если зритель "40+" все-таки держит в уме простую мысль — вот из-за "этих" (Горбачев и другие) и случилось то, что случилось, а парни из КГБ — молодцы, все равно работают, то для зрителя "40-", увы, историческая составляющая вряд ли станет подтекстом шпионской. Кубик не складывается. А похвалить "ГДР" все же точно есть за что — за попытку. Попытку вспомнить, соотнести с днем сегодняшним, попробовать понять — как, почему и, главное, зачем руками конкретных людей складывалось то, что стало "крупнейшей геополитической катастрофой XX века", влияющей на век XXI здесь и сейчас.
Моя оценка: 5 баллов из 5.
|
</> |