Павел Филонов. Часть 2

Итак, на долгие годы художник был забыт. Но тут вдруг случилась детективная история.
В 1985 году дирекция Русского музея получила письмо из Франции от одного из собирателей наследия Филонова. Автор рассказал, что в Париже ему предложили приобрести небольшую работу мастера «Мужчина и женщина» за рекордные 500.000,00 (!) долларов и он просит экспертов Русского музея провести экспертизу этой картины на предмет подлинности. У руководства музея тут же случился ступор: какой такой Париж? Какой такой коллекционер? Какая еще купля-продажа? Ведь оригинал «Мужчины и женщины цел-целехонек и находится уже много лет именно в Русском музее! Срочно собрали именитый консилиум, провели тщательную экспертизу и … ступор перешел в предынфарктную панику: оказалось, что под крышей именитого музея много лет хранится подделка! Дирекция понуро обратилась в КГБ. Началось расследование…

DSC08492.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Формула революции. 1919- 1920

DSC08495.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Две головы (Матросы с Азовского моря). 1925

DSC08498.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Голова. 1925

DSC08500.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Живая голова. 1926

DSC08502.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Живая голова. 1923
Тщательные проверки стали приносить неутешительные для дирекции музея новости: выяснилось, что многие работы Филонова незаконно изымались из хранилища, а затем снова возвращались в т.н. «закрытый фонд». Зачем? Ответ лежал на поверхности: чтобы сделать их качественные копии, ну а затем в нужный момент поменять подделки уже на оригинал! Кто это мог сделать? Конечно тот, кто имел свободный допуск к фондам музея, т.е. кто-то из работников. Потянулась ниточка…
Под негласный надзор попали все антиквары и коллекционеры, интересующиеся творчеством Павла Филонова. Среди них оказался некто Виктор Тимофеев – завсегдатай многих аукционов и вообще человек, хорошо известный в мире теневого искусства. Выяснилось, что этот человек имеет обширные связи среди дипломатов и западных коллекционеров. Вскоре оперативники зафиксировали его встречу с неким пожилым мужчиной. Быстро установили его личность, благо сделать это было нетрудно: неоднократно судимый за подделку и кражу художественных ценностей Моисей Поташинский по кличке «Переплётчик»! Телефоны обоих тут же поставили на прослушку… Через несколько дней в разговоре подозреваемых собеседников наконец прозвучала долгожданная фамилия – Филонов! Ниточка следствия стала обретать крепость корабельного троса.

DSC08506.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Голова (I). 1930-ые.

DSC08510.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Голова (III). 1930-ые

DSC08511.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Зверь (Животные). 1925-1926

DSC08513.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Животные. 1930
Очень скоро выяснили, что «Переплётчик»-Поташинский частенько встречается в укромных местах города и с сотрудницей Русского музея Татьяной Кароль, которая как раз и отвечала за хранение картин именно Филонова. Взяли под наблюдение и её. Вскоре появились доказательства преступной деятельности г-жи Кароль. Даму пригласили на беседу, показали ей собранный компромат и предложили далее «колоться» самостоятельно. Та согласилась…
Моисей Поташинский еще в 70-х годах, расположив за рюмкой одного болтливого таможенника выяснил все подробности того, как на таможне находят контрабанду. Секреты, выболтанные собутыльником («только тебе, как родному!») оказались для опытного Поташинского готовой инструкцией для последующих преступлений.

DSC08518.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Композиция. Около 1938

DSC08521.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Нарвские ворота. 1930 - 1932

DSC08523.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Композиция. Около 1930

DSC08529.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Формула весны. 1927 - 1928
Полученные от подельницы Кароль небольшие по размеру оригиналы картин Филонова, Поташинский умело маскировал в обложках купленных в обычных магазинах фотоальбомов. Например, с видами Ленинграда, или по истории космонавтики. Будучи по первой профессии переплётчиком (оттуда и криминальная кличка – авт.), припоминая болтовню раззявы-таможенника, Моисей Залманович маскировал украденные раритеты основательно: спешить ему было некуда, так как в самом музее вместо оригиналов уже находились качественные копии.
Затем бандероли через обычную почту отправлялись в Израиль, где их спокойно получал уже тесть Поташинского некто Эфраим Лесов. По злой иронии судьбы родственник был не только профессиональным художником, но и … когда-то учеником самого Павла Филонова! М-да… Как затем хвастался сокамерникам сам Поташинский, он всего за 3 рубля отправлял за границу ценности на миллионы долларов! Пожалуй, во всей этой мутной истории это было чистой правдой!

DSC08532.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Тракторная мастерская путиловского завода. 1931 - 1932

DSC08535.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Ударницы на фабрике «Красная заря». 1931
Потратить даже часть этих миллионов сам Поташинский не успел: за организацию масштабной контрабанды ему назначили 8 лет строгого режима. Г-жа Кароль «чистосердечно» наплакала себе 6 лет условно. Супруга организатора аферы (тоже участница схемы) и дочь Эфроима Лесова – Лидия в середине 90-х - … пропала при невыясненных обстоятельствах (допускаю, что не очень-то и выясняли: «девяностые» похоронили многие тайны – авт.).
Сам «Переплётчик» отсидел не весь срок: через два года ему скостили часть присужденного за то, что якобы его тесть Эфраим Лесов вернул на родину украденные ими ценности. Моисей же Залманович (в тесных кругах уже переехав в Израиль – авт.) вовсю хвастался тем, что выкупил себе свободу за 200.000,00 рублей, что тоже похоже на правду.

DSC08538.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Ударники (Мастера аналитического искусства).

DSC08540.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Лики. 1940

DSC08544.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Люди. 1930-ые
P.S. Филонова называли гением и шарлатаном, бунтарём и пророком, гипнотизёром и сумасшедшим. Он всю жизнь жил в нищете и умер от голода, зная, что его картины стоят огромных денег. Его творчество повлияло на развитие отечественного и мирового искусства и долгие годы было сокрыто.
Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.
** Фото + некоторые дополнительные пояснения тут: https://imgsrc.ru/members/album_edit.php?aid=2726062
*** При написании использованы материалы:
https://argumenti.ru/history/2024/01/878613
|
</> |