Павел Букин "Майя — пожравшие сами себя"

Цветущая, но уязвимая
Катаклизм настиг майя на высшей ступени их развития. «В такой момент цивилизация наиболее чувствительна к климатическим изменениям», — пишет географ Джаред Даймонд из Калифорнийского университета в своей книге «Коллапс. Почему общества гибнут или выживают?». Долгое время майя хозяйствовали эффективно, что привело к значительному росту населения в VII-VIII столетиях — можно говорить о настоящем демографическом взрыве. По сделанным археологам оценкам, плотность населения в стране майя в период её расцвета достигала 200-600 человек на квадратный километр. В то же время площадь пахотных земель была ограничена окружавшими страну горами и тропическими дождевыми лесами. Мало того, земли, ещё недавно приносившие по два урожая в год, постепенно истощались и выходили из оборота по причине эрозии почвы.
Все пригодные территории, даже горные склоны, были распаханы, леса сведены на нет. Чтобы повысить урожаи, майя строили сложные оросительные системы и разбивали на склонах гор террасы, на которых тоже возделывали сельскохозяйственные культуры, преимущественно маис (кукурузу). Основная часть населения — и в первую очередь крестьяне — питались маисом. Однако дожди смывали распаханную почву с горных склонов, а запастись пищей впрок на случай непредвиденных бедствий было невозможно. Собранный маис из-за высокой влажности воздуха можно было хранить не более года. Кроме того, содержание белка в его зёрнах недостаточно высоко — от 9 до 17%. В мясе же, например, содержится от 16 до 20% белка, но мясное животноводство у майя было развито слабо — ни свиней, ни коров. У них не было даже вьючных животных, таких как ламы. Из домашней живности у майя были только утки, индейки, собаки и пчёлы.
Когда начался период продолжительных засух, стало ясно, что на всех не хватит ни земли, ни пищевых ресурсов. Ситуация усугублялась тем, что людям некуда было уходить — окрестные земли были либо не пригодны для сельского хозяйства, либо уже кем-то использовались. «Ну а правители майя и местная знать ставили свои сиюминутные интересы выше нужд потомков и не задумывались о будущем, — пишет Даймонд, — нараставшие признаки деградации не замечались ими или же считались чем-то второстепенным».
"Тайны XX века".
|
</> |