­
­

Павел Басинский "Лев Толстой. Свободный человек" (серия ЖЗЛ)

топ 100 блогов inga_den29.07.2022

Я читала многие произведения Толстого, но мало что знала о нем самом. Что он воевал на Кавказе, любил крестьян, пахал, был вегетарианцем. Что у него было много детей. Что он в конце жизни решил отказаться от своего имущества и ушел из дома. Вот, собственно, и всё :).

Книга Басинского меня ошеломила - так много нового я узнала о Толстом! Его биография изложена последовательно: дедушки-бабушки, родители, ошибки молодости, женитьба, дети, духовный переворот, отказ от собственности и авторских прав, завещание, уход из дома… Объем не слишком велик, а для такого гения-долгожителя и вовсе мал. Мне, например, не хватило подробностей (когда Толстой стал вегетарианцем? что побудило его написать роман “Воскресение”? от чего умерли многие его дети?). Но впоследствии оказалось, что краткость - это, наоборот, хорошо. Автор сосредоточился на главном и отсек все лишнее, так что я безусловно рекомендую эту книгу и хотела бы ее иметь в бумажном виде.

А теперь расскажу о том, что показалось мне наиболее интересным (цитаты из книги выделены курсивом).


1. О прототипах “Войны и мира”.
Поскольку я перечитала эту книгу только что, мне было особенно интересно, “из какого сора растут цветы”. Оказалось, что старый князь Болконский списан с деда Толстого со стороны отца, а граф и графиня Ростовы - с бабушки и дедушки со стороны матери. Дедушка Илья Андреевич (Толстой даже не стал менять его имя и отчество!) был таким же хлебосольным и нечаянно промотал все свое имущество, а бабушка после смерти мужа так же не понимала, что они бедны и надо жить по средствам. Прототип Николая Ростова - отец Толстого, а прототип княжны Марьи - его мать (только мать Толстого умерла, когда он был совсем маленьким). Богатая мать, уже далеко не девушка, точно так же спасла отца от жуткой бедности, и у них случилась любовь. А еще была бедная родственница, прототип Сони, которая была влюблена в отца. Но тут история развивалась немного не так, как в романе: овдовев, отец предложил “Соне” руку и сердце, однако она его предложение отвергла. И если в романе Соня названа “пустоцветом”, то реальную тетушку Ёргольскую Толстой любил и ценил. Она жила у него в доме до самой смерти, он часто писал ей письма обо всем и вспоминал о ней так: «Она делала внутреннее дело любви, и потому ей не нужно было никуда торопиться. И эти два свойства — любовность и неторопливость — незаметно влекли в близость к ней и давали особенную прелесть в этой близости. От этого, как я не знаю случая, чтобы она обидела кого, я и не знаю никого, кто бы не любил ее».

2. О братьях и сестрах.
У Толстого были три брата и сестра. Два брата умерли от чахотки (брат Дмитрий послужил прототипом брата Левина в “Анне Карениной”). Брат Сергей и сестра Мария дожили до преклонных лет. Но личная жизнь сестры была несчастливой, ее судьба в какой-то степени напоминает судьбу Анны Карениной, а в конце жизни она ушла в монастырь.

3. Буйная молодость.
Толстой в молодости не был образцом добродетели. В 18 лет он заразился гонореей, лечился в лечебнице. Несколько лет спустя заболел снова. Был у него внебрачный сын от замужней (!) крестьянки. Впрочем, у отца Толстого был похожий опыт: В 16 лет «для его здоровья», как пишет Толстой, подростку устроили связь с дворовой девушкой его сестры Александры. «От этой связи был сын Мишенька, которого определили в почтальоны и который при жизни отца жил хорошо, но потом сбился с пути и часто уже к нам, взрослым братьям, обращался за помощью. Помню то странное чувство недоумения, которое я испытывал, когда этот впавший в нищенство брат мой, очень похожий (более всех нас) на отца, просил нас о помощи и был благодарен за 10, 15 рублей...»
Кроме того, Толстой отчаянно играл. Я знала, что игроками были Достоевский, Некрасов… но Толстой? Однако Толстой проиграл ни много ни мало свой родовой дом! Он пишет в дневнике: «Два дня и две ночи играл в штос. Результат понятный — проигрыш всего — яснополянского дома. Кажется, нечего писать — я себе до того гадок, что желал бы забыть про свое существование». Дом был продан на вывоз, и, хотя деньги от продажи дома вначале планировалось использовать на благородные цели, факт остается фактом: эти деньги в конечном итоге были просто проиграны. Трехэтажный дом, который начинал строить еще дед Толстого Н. С. Волконский, а закончил отец, был разобран на части и перевезен в село Долгое, где простоял пустым до 1913 года, когда его сломали местные крестьяне.
Неслучайно старший брат Сергей называл Льва “пустяшным малым”. А домашний учитель… так говорил о талантах братьев Толстых: «Сергей и хочет, и может, Дмитрий хочет, но не может, а Лев и не хочет, и не может». Последнее, впрочем, внушает надежду: дети, которых родные и учителя считают неудачниками, теоретически могут сделаться великими писателями :).

4. Женитьба.
В 1862 году после долгих поисков невесты Толстой, наконец, женился. Ему было 34 года, а его жене Соне только-только исполнилось 18. Москвичка Соня стала жить в деревне, в имении Ясная Поляна.
Дом показался Соне грязным. Когда-то братья Толстые спали здесь просто на полу, на сене, без простыней. И по всему дому стоял запах сена, как на сеновале. Вокруг дома рос бурьян. Слуги были неопрятны. И сам хозяин расхаживал по дому в одном халате с отстегивающимися полами, который ночью служил ему пижамой. Ели железными вилками. Повар часто был пьян. Однажды Соня с ужасом нашла в своей тарелке с супом «отвратительного паразита».
…«Неутомимая Sophie», как называла Соню Александра Андреевна Толстая, оказалась превосходной хозяйкой. В доме был наведен, насколько это было вообще возможно в деревне, идеальный порядок. Появились простыни, скатерти, столовое серебро (единственное приданое Со­нечки). На всех слуг были надеты белые колпаки, чтобы «отвратительные паразиты» больше не падали в тарелки с супом. На лакеев — белые перчатки. Все дорожки вокруг дома были расчищены, бурьян выполот и посажены цветы.

Впрочем, первые лет десять Толстой с женой жили довольно счастливо. Но нагрузка на Соню была непомерной: она родила мужу 13 детей (последнего в 44 года), из которых трое умерли во младенчестве, а еще двое - в раннем возрасте. В какой-то момент врачи не рекомендовали Софье Андреевне больше рожать, но муж был категорически против. Также он был категорически против кормилиц и настаивал на том, чтобы жена кормила детей грудью сама. Что она и делала, несмотря на жестокий мастит.
Илья Львович Толстой в воспоминаниях подсчитал, сколько времени его мать отдала на рождение и кормление детей: «Из тринадцати детей, которых она родила, она одиннадцать выкормила собственной грудью. Из первых тридцати лет замужней жизни она была беременна сто семнадцать месяцев, то есть десять лет, и кормила грудью больше тринадцати лет...»
В то же время, замечает Илья Львович, «она успевала вести всё сложное хозяйство большой семьи, и сама пере­писывала "Войну и мир", "Анну Каренину" и другие вещи...»
...Однажды Софья Андреевна с обидой написала в днев­нике: «И мудр, и счастлив Л. Н. Он всегда работал по свое­му выбору, а не по необходимости. Хотел — писал, хотел — пахал. Вздумал шить сапоги — упорно их шил. Задумал учить детей — учил. Надоело — бросил. Попробовала бы я так жить?!»


5. Духовный переворот.
Ограничусь цитатами из книги.
Толстой приходит к мысли об отказе от собственности и начале принципиально новой жизни. В дневнике 1884 го­да он создает новый семейный проект.
В черновом варианте:
«Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных и школы в Самаре по распоряжению и наблюдению самих плательщиков (то есть крестьян. — П. Б.). Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женой и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2 до 3-х тысяч. (Оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себе, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему и направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни.) Взрослым троим (детям. — П. Б.) предоставить на волю: брать себе от бедных следующую часть Самарских или Никольских денег, или, живя там, содействовать тому, чтобы деньги эти шли на добро, или, живя с нами, помогать нам. Меньших воспитывать так, чтобы они привыкали меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе. Прислуги держать только столько, сколько нужно, чтобы помочь нам переделать и научить нас и то на время, приучаясь обходиться без них. Жить всем вместе: мущинам в одной, женщинам и девочкам в другой комнате. Комната, чтоб была библиотека для умственных занятий, и комната рабочая, общая. По баловству нашему и комната отдельная для слабых... Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство, помощь хлебом, лечением, учением. По воскресениям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда всё самое простое... Всё лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи — продать, раздать. Наукой и искусством заниматься только такими, которыми бы можно делиться со всеми. Обращение со всеми, от губернатора до нищего одинаков. Цель одна — счастье, свое и семьи — зная, что счастье это в том, чтобы довольствоваться малым и делать добро другим».
По сути, это был проект «семейной коммуны».
…Илья Львович Толстой пишет в воспоминаниях:
«Но что должна была переживать в это время моя мать! Она любила его всем своим существом. Она почти что создана им. Из мягкой и доброкачественной глины, какою была восемнадцатилетняя Сонечка Берс, отец вылепил себе жену такою, какой он хотел ее иметь, она отдалась ему вся и для него только жила — и вот она видит, что он жестоко страдает и, страдая, он начинает от нее отходить дальше и дальше, ее интересы, которые раньше были их общими интересами, его уже не занимают, он начинает их критиковать, начинает тяготиться общей с ней жизнью. Наконец, начинает пугать ее разлукой и окончательным разрывом, а в это время у нее на руках огромная и сложная семья. Дети от грудных до семнадцатилетней Тани и восемнадцатилетнего Сережи. Что делать? Могла ли она тогда последовать за ним, раздать всё состояние, как он этого хотел, и обречь детей на нищету и голод?
Отцу было в то время пятьдесят лет, а ей только тридцать пять. Отец — раскаявшийся грешник, а ей и раскаиваться не в чем. Отец — с его громадной нравственной силой и умом, она — обыкновенная женщина; он — гений, стремящийся объять взглядом весь горизонт мировой мысли, она — рядовая женщина с консерватив­ными инстинктами самки, свившей себе гнездо и охраня­ющей его.
Где та женщина, которая поступила бы иначе? Я таких не знаю ни в жизни, ни в истории, ни в литературе».
Между супругами возникает конфликт, который не разрешится до конца жизни Толстого. Из послушной жены Софья Андреевна превращается в противника своего мужа во всём, что касается денег и собственности.

В книге еще много всего интересного. Про раздел имущества. Про несколько завещаний, которые написал Толстой. Про литературные права. Про любимого последователя, Черткова. Наконец, про знаменитый "уход", который свел Толстого в могилу. Но не пересказывать же всю книгу :).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И очередное напоминание любителям дешевого отдыха в совке. http://www.cbc.ca/m/news/business/cy-tokmakjian-c ...
Наши дни. То есть вот совсем наши. В Шотландии, что в Европе, добрый мусульманин, хозяин магазина, поздравил с Пасхой (в Европе завтра Пасха) своих знакомых христиан. Так и написал в Фэйсбуке: «Хорошей пятницы и счастливой Пасхи, особенно для моих любимых христиан». За это другой мусуль ...
 пошел сегодня в наш продуктовый за бананами и апельсиновым соком, смотрю рядом, у книжного магазина Индиго и кофейни Старбакс протестуют  мои палестинские друзья. Мол “позор Индиго и Старбакс за поддерку Израиля” и “Да здравствует Палестина“, и “Остановите ...
епта. хуй отменили. они шо себе представляют, шо если они используют слова морфема и парадигма, таки никто не подумает об них, шо они ...
Изменился природный ритм, вернее, его качественная характеристика, изменения там отражают изменения в нашем теле. Интуитивно тело дает подсказку, чтобы обратить внимание именно на ритм. Попробую это сделать: в теле ритм задаёт сердце и дыхание. Похоже, что количество сердечных ударов не ...