Патриарх Феоктист: в отставку и обратно
diak-kuraev — 04.11.2016 22 декабря 1989 – в день бегства Чаушеску из здания ЦК, окруженного демонстрантами - патриарх пытался обратиться к стране в телестудии 4 канала.Но импульсивный поэт Мирча Динеску перекрыл ему вход в студию, обвинив в сотрудничестве с органами безопасности. После двух часов ожидания патриарх ушел.
Возможно, патриарх уже тогда хотел принести извинения за "моменты слабости" во времена диктатуры. Но теперь время прощения было упущено.
Группы священников со всей страны съезжались к патриархии с требованиями отставки патриарха.
Газеты напомнили, что Синод направил поздравительное письмо Николае Чаушеску сразу после репрессий в Тимишоаре. Патриархия, однако, уверяла, что письмо было датировано ноябрем.
Письмо было подписано не только патриархом, но всем синодом, и оно приветствовало Чаушеску в связи с его переизбранием на пост Генсека на 14 съезде румынской компартии (конец ноября 1989). Коммунисты же его не публиковали – пока не начались волнения в Тимишоаре.
Но "România liberă" и другие новые газеты вопрошали - что заставило православную иерархию молчать во время волны арестов в 50-е годы, почему молчали, когда Чаушеску сносил десятки старых храмов в центре Бухареста ради своих гигантских строек, почему не протестовали в 80-е годы, когда люди голодали и мерзли без отопления.
Тут патриархия поясняла, что сносы начались еще до того, ка Феоктист стал патриархом (1983) и что он смог отстоять от сноса хотя бы патриарший собор.
5 января 90 года была основана группа «Размышлений по обновлению церкви».
"Я помню, что трансильванский митрополит Антоний Пламадяла прилетел к нам с вопросом - в какой монастырь ему можно уйти" - вспоминает Теодор Баконски.
В эту Группу входили иеромонахи Бартоломеу Анания и Даниил Чобота, священник Константин Галериу.
О. Константин - старейший и очень уважаемый духовник Бухареста.
Иеромонах Бартоломеу Анания в 1951—1952 гг.- декан миссионерско-социального центра духовенства в Куртя-де-Арджеш,1952—1958 гг. — глава Патриаршей библиотеки в Бухаресте. В 1958 г. был приговорен к 25 годам каторги. Был амнистирован вместе с многими верующими по декрету 1964 г. В 1965 г. был выслан в США. В 1976 г. вернулся в Румынию, в 1976—1982 гг. — ректор Библейского и православно-миссионерского институтом в Бухаресте, где возглавил работу над новым переводом Библии на румынский язык.
В 1982 г. принят в союз писателей Румынии. С этого времени к нему приходит известность как к литератору. В том же году ушёл на покой в Вэратецкий монастырь, где трудился над пересмотром румынского перевода Библии, многочисленными духовными, литературными и драматургическими трудами. В этот период Румынская Патриархия неоднократно выдвигала его кандидатуру для поставления во епископы, однако, коммунистические власти Румынии всякий раз запрещали его рукоположение.
С 2005 года – митрополит.
Иеромонах Даниил – нынешний румынский патриарх. А в ту пору он был куратор именно моего курса в Богословском Институте. Причем это был первый его курс (он преподавал как раз с 1988 года)
Группа требовала не отставки Патриарха или любого епископа, но ввода в Синод новых фигур. Группа пробовала перевести гнев улицы в спокойный формат. «Мы хотели донести до ушей синода голос улицы».
Отставки патриарх требовал и второй человек Фронта Национальнго спасения Думитру Мазилу. Когда-то он представлял режим Чаушеску в международных организациях, в учреждениях ООН, на международных форумах. Но в 1986 году Думитру Мазилу написал критический доклад о положении с правами человека в Румынии. Результатом стал запрет на выезд за пределы СРР и домашний арес. тВ мае 1987 правительство Румынии направило в ООН письмо с ложной информацией о сердечной болезни Мазилу. Сам Думитру Мазилу написал генеральному секретарю ООН Хавьеру Пересу де Куэдьяру письмо, в котором изложил реальную ситуацию. Он сумел тайно переправить свой доклад в ООН. Положение в СРР характеризовалась как «голод, холод и страх».
21 декабря 1989 года, когда в Бухаресте вспыхнуло восстание, Мазилу нарушил режим домашнего ареста и вместе с женой и сыном вышел на улицы. Он был сразу задержан и доставлен в тюрьму (есть информация о том, что при задержании Мазилу оказал физическое сопротивление). Но уже 22 декабря 1989 режим пал и Мазилу был освобождён.
В тот же день Думитру Мазилу прорвался в здание телецентра, контролируемое восставшими, и выступил перед народом с захватывающей речью. Именно Мазилу первым объявил об антикоммунистическом (а не только «античаушистском») характере Румынской революции. Он же предложил впредь называть СРР — Румынией и поднять национальный флаг без коммунистического герба. Речь Мазилу закончилась словами Așa să ne ajute Dumnezeu! («Да поможет нам Бог!») — не допускавшимися в Румынии публично на протяжении 45 лет.
Студенты-теологи пошли к патриаршему дворцу митинговать и объяснили это так: мы узнали, что в мэрии дано разрешение студенты университета на проведение митинга у патриарших покоев с требованием отставки патриарха, и тогда мы решили, что будет лучше, если такое требование прозвучит от церковных людей. Лидером этих младо-теологических протестов как раз и был мой друг Гавриил Акиндин. Как умный студент он был интересен и о. Даниилу и, весьма вероятно, действовал в согласовании с ним.
Патриарх встретился со студентами, сказал им, что решение об уходе им уже принято, и каждому подарил по иконке.
Студенты настаивали на том, чтобы наш любимый о. Даниил стал епископом. Обещание Патриарха и синодалов было получено.
18 января 1990 года, Патриарх объявил о своем уходе и уехал в монастырь Синая в ста километрах от Бухареста.
Однако уже через несколько дней новому лидеру страны – Илиеску - удалось избавиться от Мазилу. Илиеску как бывший член Политбюро не был заинтересован в решительной декоммунизации. Поэтому он не был рад прецеденту с патриархом. Кроме того, но понимал, что остальные члены синода и возможные преемники патриарха замазаны не меньше Феоктиста.
2 апреля синод попросил Феоктиста вернуться.
Дело в том, что Феоктист до своего избрания в патриархи был митрополитом Молдовы. В румынской церкви это почти официально узаконенный путь к патриаршеству с Ясс в Бухарест. Но став патриархом, Феоктист так никого и не назначил на место молдавского (ясского) митрополита, сохранив за собой управление своей прежней епархией (как патриарх Кирилл до сих пор сохраняет за собой Калининградскую епархию). Возможно, ему это не давали власти, так как хотел оставить свободными свои руки при назначении следующего патриарха.
Одно из следствий этой ситуации: в отсутствие патриарха нельзя назначать ясского митрополита. То есть нового патриарха попросту нельзя избрать из-за отсутствия законного кандидата.
А именно в те дни патриархии было важно выставлять себя строгим исполнителем законов. Началось возрождение униатской церкви, которая требовала вернуть ей свои храмы, переданные православным решениями коммунистической власти. Лишь один митрополит в Трансильвании (бывшей Австро-Венгрии) без споров отдал свой собор. Остальные стали судиться и ссылаться на законы. В этой ситуации самим выступать в роли пусть и вынужденного, но нарушителя законов и традиций, было никак нельзя. Кроме того, синод сам мог назначать лишь викарных епископов. Назначение митрополитов требовало указа президента. Но президентских выборов в стране все еще не было. А Устав церкви не позволял патриаршему трону пустовать более трех месяцев. В апреле они истекали… Вопросы копились: в Альба-Юлии священники прогнали своего епископа…
В общем, срочно был нужен патриарх.
В итоге синодалы обещали студентам, что следующим патриархом станет их любимый преподаватель Даниил Чобота. Уже 4 марта его сделали викарным епископом его родной Тимишоары (город, где и началась антикоммунистическая революция в декабре).
За день до синода 2 апреля о. Константин Галериу сказал мне, что Даниил станет молдавским митрополитом и, значит, скорым патриархом.
Патриарх Феоктист вернулся через месяц - 4 апреля 1990 года.
Варфоломей Ананиа сам отказался идти в митрополиты и затем патриархи. «Я не хочу стать патриархом в результате дворцового переворота». Он даже предложил в патриархи отца Клеопу – всенародного духовника и старца из нямецкого монастыря.
Даниил же, став всего лишь викарным епископом, сразу проявил свой масштаб. Еще в марте на заседании Синода вице-премьер В. Войкулеску сообщил, что правительство передает 2 миллиона лей на восстановление столичных храмов. Это небольшая сумма (200 000 позднесоветских рублей). В ответ он ждал благодарственного письма, важного накануне выборов. Синод уже приступил к его написанию, но вмешался Даниил.
Он сказал, что церкви не к лицу поспешно декларировать свою симфонию с новым правительством, что было бы полезно нарочито дистанцироваться от властей. В итоге синод, к разочарованию Войкулеску, решил: либо будет благодарственное послание, в котором за сдержанным «спасибо» будет развернутое объяснение , что эта сумма ни в малейшей степени не покрывает разорение церкви, причиненное коммунистами, либо просто молчание. Войкулеску избрал второй вариант. А имя Даниила стало тем более уважаемым в церковных кругах.
***
текст я составил на основании вот этой статьи:
http://www.digi24.ro/special/campanii-digi24/1990-anul-0/1990-revolutia-rastoarna-patriarhul-395971
а также своих воспоминаний и моего рапорта (апрель 1990) главе ОВЦС архиеп. Кириллу.
В июле того же года вернувшийся патриарх Феоктист рукоположил меня во диакона.
|
</> |