
Пассажирский Люцифер


13 марта 1925 года авиаконструктор Дмитрий Григорович передал на ленинградский завод "Красный летчик" чертежи спроектированного им пассажирского самолета ПЛ-1 - одного из первых советских аэропланов этого класса. В истории этой машины самое интересное - то, что она создавалась не по заданию государственных органов, а по частному коммерческому заказу украинского акционерного общества "Укрвоздухпуть". Насколько мне известно, это был единственный подобный случай в истории советского авиастроения, ставший возможным благодаря НЭПу.
Украинцы, как известно, народ рачительный и экономный, поэтому Григоровичу заказали самолет максимально простой и дешевый. Именно такой он и спроектировал. "Авиалайнер", рассчитанный на четырех человек - пилота и трех пассажиров, имел каркас фюзеляжа в виде фермы прямоугольного сечения, сваренной из стальных труб. Крыло и оперение - деревянные, обшивка - полотно. Крыло, установленное на крыше фюзеляжа, дополнительно крепилось к нижним лонжеронам Y-образными подкосами, также сваренными из труб.
Двигатель выбрали один из самых дешевых, хотя и импортный, - английский трехцилиндровый мотор воздушного охлаждения Бристоль "Люцифер" мощностью всего 100 л.с., что для относительно крупной четырехместной машины было явно недостаточно. Кстати, индекс машины ПЛ расшифровывался как "Пассажирский Люцифер". Однако в дальнейшем такую "инфернальщину" сочли неуместной и обозначение сменили на СУВП - "Самолет Укрвоздухпути".
1 августа того же года СУВП был закончен и приступил к испытаниям, показав не очень высокие летные характеристики, что при его моторе было вполне закономерно. В частности, максимальная скорость не дотягивала до 140 км/ч, а скороподъемность была настолько низкой, что на рабочий потолок в 3000 метров машина забиралась почти полчаса. Тем не менее, самолет допустили к пасажирской эксплуатации, но новых заказов не последовало.
После завершения испытаний СУВП отправили на Украину и передали представителям "Укрвоздухпути". Есть данные, что в начале 1926-го его собирались отправить в агитперелет во Францию для демонстрации достижений советского авиастроения, но потом от этой затеи отказались, сообразив, что достижение выглядит не очень впечатляюще. Дальнейшие следы машины теряются. Какие-либо документы о ее использовании в "Укрвоздухпути" пока не найдены.
Так закончился первый и, судя по всему, единственный в СССР опыт негосударственного коммерческого авиастроения, оказавшийся не вполне удачным из-за

Окраска СУВП. Как видите, для упрощения самолет имел максимально примитивные, "рубленые" формы, образованные прямыми линиями. Только дверь пассажирского салона и законцовки крыла Григорович сделал округлыми.

СУВП в ангаре.

Работники завода "Красный летчик" возле СУВП. Подкосы крыла еще не обтянуты тканью, благодаря чему видна их трубчатая структура.
|
</> |
