"Пассажиры"


Я вот полагаю, что тут Оганесян как режиссер очень хорошо разработал коммерческую нишу, которая была разработана именно что слабо – а именно интерес и отношение обычного человека Большого города к смерти.
Про смерть, да тем более свою, да уж тем более неожиданную, в своевременном деловом-полу-деловом обществе говорить – так моветон, а тем не менее фактор такой есть, и если говорить про это нельзя – так давайте тогда про нее смотреть и слушать !
Смерть тут и страшная : редко кто из героем погибает не-внезапно, всегда неожиданно, в расцвете сил и реализации творческих планов, когда гедонистические удовольствия ох как не удовлетворены, и хочется взять от жизни побольше ! И сам ты еще – не старый, и достаточно красивый !
Сметь тут и привлекательная: Андрей-Харон-таксист- обаятелен, и уж чего-чего, но уродливости у него самого, или брезгливости по отношению к нему нет. С ним приятно разговаривать, и на него приятно смотреть, да у него формально и роль обслуги, когда вот таксист по якобы твоему заказу тебя куда-то ведет.
Смерть тут и немучительная: про физические боль и страдания – ни слова, все, что может быть больно – остается за кадром;
Смерть тут и социально -верная: ее жертвы – это чистенький средний класс, но не бомжи, не пролетариат, не крестьяне, не военные, и не крупная буржуазия, то есть запросто в героях можно узнать именно себя- как в свое время в героях Мягкова себя узнавала советская интеллигенция.
И - самое главное, она носит красиво -ламповый характер, герои любуются тем, чем привыкли любоваться - потоком огней ночного города, лакированными машинками, узнаваемыми двориками, и узнаваемыми жизненными ситуациями. Этот мир уютен, и посмотреть двадцатиминутную серию перед сном, да ещё вот на сытый желудок – оnчего бы нет?
Тем более… Тем более, что именно что сколько-нибудь серьёзных проблем перед героями не ставятся, темы для размышлений не социальные, не политические, и уж тем более не философские – а , так скажем, этически-бытовые, в которых копаться долго не надо , не надо особенно напрягаться, и «мораль» лежит на поверхности.
Смотреть это в самом деле легко, а вот именно что поговорить и обсудить – и нечего. Развлечение в чистом виде, впрочем, хоть бы и качественное.
Наверное… наверное все-таки такие фильмы нужны. Уж если не вот так- то тогда столичному среднему классу смерти применительно к нему самому и никак не расскажешь.