ПАСХА В СОВЕТСКОМ КИНО
mihailgurevitch — 24.04.2022 Я пил с Ларисой вино... «Кюрдамюр», но это было на Пасху.Объёмного эссе тут просто не получится — материалу явно маловато.
Я ведь беру не экранизации классики и не исторические фильмы, а про именно советское время.
И тут оба праздника вполне конкретны.
Пасха, которую всуе приплетает Фокс, в 1945 году приходилась на 6 мая. Пасха довольно поздняя.Но другая киношная Пасха — вообще рекордная.
Почти всё действие комедии «Блондинка за углом» происходит именно накануне Пасхи, в пасхальную ночь и в Пасху.
«Завтра же Христово воскресение!» — говорит мать главного героя. Между прочим — учительница, работник, так сказать, идеологического фронта. Но смотреть Крестный ход едет только молодое поколение.
И приехали.
— Пасха. Старинный праздник. Встреча весны. Мы традиции уважаем!
— У нас их главный отоваривается — вот такой мужик!
Тут любопытно отметить такой момент.
Нашёл в Сети беседу протоиерея Максима Козлова и профессора Алексея Светозарского о праздновании Пасхи в советское время.
Фильм упоминается.
Алексей Светозарский: До этого я бывал в других храмах на Пасху, мне очень нравился всегда храм в Сокольниках, он и сам весь какой-то такой пасхальный, светлый, радостный. Я там был раза два на пасхальном ночном богослужении. В Елоховский было не попасть, потому что там было по билетам.
Протоиерей Максим Козлов: Было два храма, в которые на Пасху попадали по билетам. Это очень едко подмечено в фильме «Блондинка за углом». В Елоховский Богоявленский и в Новодевичий на Пасху попадали по билетам. Билеты распространялись частью по церковной линии, а часть какими-то таинственными путями расходилась – это были какие-то крутые люди, советская интеллигенция, советская торговля и обслуга Кремля: врачи, обслуживавшие кремлевское управление и т.п. Верхи советской торговли – это была скрытая элита. Тогда в публичном сознании было немножко стыдно работать в торговле, но правильные люди знали, где деньги делают
А.С.: В том числе это играло роль некоего товара: эти билеты могли менять на что-то. Где-то мне недавно попался такой – когда будет музей Русской Церкви ХХ века, надо туда обязательно отдать.
Отмечу, что в кадре мы видим Смоленский собор — Москву снимали в Ленинграде.
И ещё отмечу, что изначально фильм планировался быть значительно острее.
С местом разобрались.
Теперь — со временем.
В кадре — сплошь зелень, соловьи поют, герои легко одеты, дождик тёплый. Да, бывает и так. Картина снималась в 1983 году. И Пасха тогда пришлась на 8 мая. Самая поздняя Пасха. Раз в сто лет такое бывает. Ну, раз в девяносто пять — следующая такая будет в 2078 году.
Луна, правда, в кадре — непасхальная. И футбол в телевизоре - от сентября 1982 года. Но — ориентируемся на Пасху. Да и снимали в мае. Татьяна Догилева вспоминала, как при съёмках во дворе дома, где жил персонаж Андрея Миронова, она «впервые увидела безумие толпы» — такой был ажиотаж вокруг артиста. Ведь накануне, на Первомай, показали «Бриллиантовую руку». Может, и Крестный ход снимали «в режиме реального времени»? Можно уточнить — хотя, думаю, с массовкой работать было проще.
И всё же я добавлю в сей небольшой обзор ещё одну экранизацию. Вернее, две. Их вообще-то больше — но я признаю две.
Ведь, как высчитано литературоведами,
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми» — это произошло 24 апреля 1927 года.
И это в тот год была Пасха.
Опять же — девяносто пять лет назад.
С чем всех и поздравляю!
Михаил ГУРЕВИЧ