Паруса. История отечественного флота. Часть 4 Линейный корабль 3 ранга


Работа выполнена арт-дизайнером artnemart, адрес, по которому находятся другие работы автора - https://3ddd.ru/galleries/gallery/ingermanland
«Ингерманланд», несомненно, был лучшим кораблем своего времени во всех отношениях. Названный в честь русских земель, отвоеванных у Швеции в ходе Северной войны 1703 г., он был разработан самим Петром I. Строительство корабля началось 30 октября 1712 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. Руководил постройкой судна известный в то время корабельный мастер англичанин Ричард Козенс (Richard Cozens), приглашенный Петром I в Россию в 1700 году и строивший корабли на Воронежской верфи.

Марка « Ingermanland» Ship of the Line (1715)» « Ингерманланд » линейный корабль (1715)
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: History of the Russian Navy (1st series) «История отечественного флота. Парусные военно-морские суда» , Код по каталогy:Михель SU 3965, Номер марки SU 3933, Ивер и Телье SU 3799, Стенли Гиббонс SU 4019, Zagorskiy SU 4009. Дата выпуска: 1971-12-15, Дата истечения срока действия:1992-01-01. Размер: 37 x 52 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 11½ x 12, Печать: Фотогравюра и металлография, Номинальная стоимость: 12 Российская копейка, Тираж: 4 200 000, Дизайнер:Vasily Zavyalov (Василий Завьялов)

Работа выполнена арт-дизайнером artnemart, адрес, по которому находятся другие работы автора - https://3ddd.ru/galleries/gallery/ingermanland
Основные характеристики
Класс и тип судна парусный линейный корабль 3 ранга
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Балтийский флот
Изготовитель Санкт-Петербургское адмиралтейство
Автор корабельного чертежа Пётр I
Корабельный мастер Ричард Козенц
Строительство начато 30 октября (10 ноября) 1712 года
Спущен на воду 1 (12) мая 1715 года
Выведен из состава флота 1736/1739 год
Водоизмещение около 1400 т
Длина по верхней палубе 46,25—46,3 м
Длина по гондеку 38 м
Ширина по мидельшпангоуту 12,3 м
Глубина интрюма 5,56—5,6 м
Экипаж 470 человек

Иллюстрация из альбома «Русский военный флот», 1904 год
Новый линкор обладал очень удачной современной конструкцией. Впервые для того времени были применены промежуточные брусья в наборе судна для усиления корпуса, диагональная обшивка с внутренней стороны корпуса, на фок и грот-мачтах появился третий ярус парусов – брамселей, расположение артиллерии полностью учитывало сохранение остойчивости судна при максимальной мощности залпа. Своей конструкцией он опередил кораблестроение своего времени на многие десятилетия.

Ввиду всех своих особенностей «Ингерманланд» отличался очень хорошими мореходными качествами и при этом имел достаточно мощную артиллерию. На нижнем деке (гон-деке) размещались двадцать четыре 30-фунтовых орудия (по некоторым данным 32-фунтовых), на верхнем (опер-деке) столько же 16-фунтовых, на шканцах (ахтер-кастеле) четырнадцать 12-фунтовых, на баке (фор-кастеле) два 12-фунтовых. В некоторых источниках указывается, что «Ингерманланд» имел 66 пушек. В корме действительно было два ретирадных порта, предназначенных для защиты судна от преследующего противника, но туда, в случае необходимости, устанавливали ближайшие бортовые орудия.

Есть мнение, что подводная часть «Ингерманланд» была обшита медными листами для защиты от червоточины и обрастания ракушками. Такую обшивку днища начали применять с начала XVIII века, но, к сожалению, в архивах не сохранилось таких данных относительно «Ингерманланд». Судя по старинным гравюрам, а также по сделанной в 1872 году модели этого судна, у которой подводный борт был выкрашен в цвет, имитирующий медную обшивку, можно предположить, что подводная часть корабля действительно была обшита медными или бронзовыми листами.

В течение многих лет после вступления в строй «Ингерманланд» был флагманским кораблем Балтийского флота. В ходе кампании 1716 года против Швеции Петр I, командующий объединенной эскадрой союзных с Россией держав: Англии, Голландии, Дании, держал на «Ингерманланд» свой штандарт. Штандарт на флагмане Балтийского флота развевался вплоть до 1725 года. Все эти годы он принимал непосредственное участи во многих военных кампаниях в составе различных эскадр кораблей Российского флота.

Петр I понимал, что «Ингерманланд» был уникальным кораблем, а чертежи (порой неполные, ведь по большей части кораблестроение в России развивалось так стремительно, что просто некогда было все переносить на бумагу) могли обветшать и прийти в негодность, поэтому повелел, что «судно должно сберечь для памяти». После смерти Петра I в 1725 г. «Ингерманланд» больше не видел моря, так как находился на вечной стоянке в гавани Кронштадта. Так была исполнена воля Государя, но в 1735 г. во время сильного шторма корабль затопило водой и он сел на грунт. После этого в 1739 году корпус корабля пришел в негодность и был разобран на дрова.

Но «Ингерманланд» не был потерян навсегда, ведь проект корабля был настолько совершенен, что по нему с некоторыми изменениями и дополнениями с 1715 по 1843 гг. были построены шесть одноименных (последний «Ингерманланд» - 74-пушечный линейный корабль – служил на Балтийском флоте с 1844 по 1860 год), а всего - около шестидесяти кораблей.

Некоторые элементы резного убранства судна, выполненные по эскизам Петра I, украшают один из павильонов музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. В Центральном военно-морском музее в этом городе сохранилась часть реликвий принадлежащих великому кораблю своего времени.

Штандарт Петра I. 1716 г.
А ещё «Ингерманланд» оставил глубочайший след в сердцах различных коллекционеров.
Фалеристов





Филателистов


Нумизматов

И многих других
Не скажу, что «Ингерманланд» опередил своё время, и название для российского корабля так себе, но то, что он был одним из лучших образчиков судостроения 18 века – это точно.
http://sailhistory.ru/64-pushechnyiy-lineynyiy-korabl-ingermanland.html