парижские косметологи, израильские волонтеры и храбрый немецкий кролик
aeruphobia — 03.08.2021 сегодня - пятерка хороших драм.разных лет выпуска, не очень давних.
некоторые посмотрела довольно давно, вот наконец публикую отчеты.
мне понравились все фильмы, хотя и по-разному. поэтому не ранжирую, размещаю в хронологическом порядке.
Салон красоты Венера
Vénus beauté (institut)
1999, режиссер Тони Маршаль
истории из жизни работниц парижского салона красоты.
повседневные наблюдения, взаимоотношения персонала и заведующей, забавные эпизоды, мелкие недоразумения, странные клиенты.
одна то и дело выбегает из солярия голышом, другая стесняется эпиляции, третья не переносит, когда трогают ее лицо... как будто в салон ходят за чем-то другим, осталось только понять, зачем.
все это - фон для более подробной истории Анжель (Натали Бай, ради которой я собственно и взялась смотреть).
Анжель сорок, ее личная жизнь состоит из недолгих случайных связей, она избегает глубоких отношений, умеет мгновенно снимать понравившихся мужчин и потом легко обрывать концы, но не переносит, когда ее бросают.
пока она скандалит с очередным недолгим партнером, в разговор вслушивается симпатичный взъерошенный мужчина - Антуан (Самюэль Ле Бьян), а потом начинает буквально преследовать Анжель, чем ломает все ее привычные сценарии.
есть также второстепенная, но сюжетоорбазующая линия героев дебютантки Одри Тоту и бывшего Пейрака - Робера Оссейна, состоятельного вдовца, обольщающего молоденькую сотрудницу салона; есть вечно недовольная бывшая медсестра, которую играет Матильда Сенье, сестра более известной Эмманюэль.
фильм построен из множества кажущихся разрозненными эпизодов, прерываемых музыкальным звоном открывающейся то и дело двери салона, обмена репликами работниц, договаривающихся о раннем уходе на свидания, о том, кто задержится выключить аппаратуру и закрыть салон, о новых шубках и бусиках, о клиентках. а Анжель тем временем перебирает брюнетов, напивается в хлам, навещает тетушек, и вдруг оказывается, что она все пропустила, всех упустила и ей не с кем даже встретить новый год.
приятное легкое кино, прикидывающееся комедией, но местами довольно грустное, а порой и драматичное. но все эти мелочи - колокольчики, огоньки, череда людей - создают особую меланхоличную атмосферу, показывая жизнь маленьких людей в большом вечно праздничном городе. как бы починить эту жизнь?
Девочки из календаря
Calendar Girls
2003, режиссер Найджел Коул
провинциальный городок в Йоркшире. традиционное женское сообщество с вечными выставками, ярмарками, лекциями и соревнованиями на лучшую хозяюшку. ежегодно оно издает календарь со скучными видами окрестностей с целью заработать немного на какие-то общие благие цели.
у одной из сообщниц, Энни (моя любимица Джули Уолтерс), тяжело заболевает муж, и спасти его не удается. проводя с подругой часы в больничной комнате для родственников, Крис (Хелен Миррен) обращает внимание на убогий диван, на котором невозможно сидеть долго, и им приходит в голову заработать для больницы на новый диван. Крис, нашедшая у сына под ковриком порножурнал, а потом у кого-то в гараже календарь с обнаженной девицей, формулирует идею: сделать календарь, для которого она и подруги сфотографируются без одежды.
подруги, которым в основном за пятьдесят, вздохнули и крепко задумались.
и - одна за другой - подписались на это странное для конца 90-х и данной местности мероприятие. и разыграли последовательность в карты. и нашли творческого застенчивого фотографа. когда его выставили за дверь, чтобы составить композицию с булочками, закрывающими роскошные формы одной из подруг, и возник спор, как расположить верхние булочки, он мученически закричал из-за двери "не трогайте булочки!", а самая из всех оторва Крис злобно зашипела: "плохая девочка! трогаешь булочки!"
и вот так, со смехом и стыдом, подначивая друг друга и поднимая на ноги дамские строгие комитеты вплоть до верхушек, они сделали как хотели.
и нажили себе не только всемирную известность, но и личные проблемы.
фильм снят по реальным событиям, и на сегодняшний день эта тема все еще действует, и собрано не только на диван, но и на развитие медицины в том направлении, которое непосредственно послужило отправной точкой.
но конечно мы понимаем, что не только диван был важен. они решились на поступки, которые казались им невозможными. они преодолели местное ханжество, досужий интерес репортеров, семейные табу и сплетни. преодолели свою застенчивость - "мне 53, когда ж еще, если не теперь?"
нет, они не снимались в порно, и даже в эротике - весьма условно. сейчас бы это воспринималось несколько иначе. и сыну Крис, возможно, легче было бы пережить мамины чудачества, которые теперь кажутся почти целомудренными. и их не сравнить с эпатажными выходками сегодняшних протестующих, которые раздеваются на акциях, только чтобы их заметили, хотя есть множество иных способов.
но наши героини стали другими. и их теперь не сломать.
Секреты
Ha-Sodot
2007, режиссер Ави Нешер
Номи (Аня Букштейн), дочь ортодоксального раввина в Израиле, собирается выйти замуж за человека, который может стать преемником ее отца. это завидная партия, ну и что, что они почти не знают друг друга. у Номи умирает мама, и она решает повременить со свадьбой, а тем временем немножко поучиться в религиозной школе другого города с древними кабаллистическими традициями.
знакомится там с соседками по комнате. одна из них - довольно бунтарски настроенная Мишель (Михал Штамлер) - желает курить в открытое окно и, пожив во Франции, набралась всяких демократических замашек. толком не успев подраться, получают поручение, одно на двоих.
неподалеку живет француженка, которая не знает иврита. она отсидела за убийство и приехала в Израиль умирать. одинока, нуждается в помощи. Номи и Мишель будут носить ей продукты.
Анук (Фанни Ардан) оказывается приятной собеседницей, она очень рада помощи. когда беседы заходят дальше, Анук рассказывает о себе довольно откровенные вещи и намекает, что хотела бы перед смертью "очиститься" от своих грехов.
девочки, немножко разбираясь во всяких священных понятиях, берутся за дело. устраивают разные ритуалы, по мере которых крепнет не только их дружба с Анук, но и решимость победить все расширяющийся список ее прегрешений.
параллельно развиваются сюжетные линии Номи и Мишель в сердечных делах. и когда эти линии пересекаются неожиданным образом, возникают дополнительные осложнения.
очень небанальная, непривычная для меня история, довольно трогательная.
эти странные люди, которые чуть что поют и пляшут - не всегда различишь, это ритуалы или просто радость жизни.
эти строгие на вид девочки, которые добиваются женского равноправия через религиозные запреты. и которые весело хохочут над мелкими неурядицами, с удовольствием слушают музыку, легко плачут над чужим горем и каменеют перед своим, только иногда бросая вазы об стенку.
хорошее кино. несмотря на тематику, совершенно не морализаторское и не назидательное. про чистые души, которые поступают так, как считают правильным, не спросив у взрослых и рискуя репутацией. про чувства, которые могут помешать, но могут и придать жизни дополнительный смысл.
также с картинками тут
Не оставляй следов
Leave No Trace
2018, режиссер Дебра Граник
фильм начинается со сверкающих росой паутинок в изумрудном лесу. здесь живут в землянке 13-летняя Том (Томасин Маккензи) и ее отец Уилл (Бен Фостер). Уилл ветеран войны в Ираке, у него расстройство психики, он социофоб и не может долго оставаться на одном месте. в лесу постоянно дождь и холодновато, но Том и Уилл не унывают - читают книги, собирают ягоды и дождевую воду, добывают деньги, продавая прописанные Уиллу лекарства... пока их землянку в национальном парке не выследили и не выдворили обоих в город, под присмотр соцработников.
протестировав, им находят подходящее место за городом - с фермами, елочным питомником и приятным коттеджиком. едва Том освоилась и познакомилась с окружением, Уилла настигает охота к перемене мест - это не первый и не последний случай. Том любит папу и следует за ним, хотя ей не хочется.
вместе с этой парочкой мы прячемся на остановках и заправках, ездим автостопом, ночуем в лесу и подвергаемся опасностям. и, надо сказать, что опасности в основном не имеют отношения к встречным людям - наоборот, все они непривычно добрые, у нас бы не проканало.
фильм своеобразный. болтают мало, как я люблю. больше смотрят и делают. поступки героев вполне объяснимы с учетом обстоятельств. финал, конечно, несколько обескураживает, но он так обставлен, что остается светлое и грустное чувство того, что по-другому никак.
фильм кончается сверкающей паутиной в зеленом лесу. и это, видимо, не просто так.
девочка Томасин Маккензи и мужчина Бен Фостер так отлично играют лицом, что чтобы нам там ни придумали, всему веришь.
также с картинками тут
Кролик Джоджо
Jojo Rabbit
2019, режиссер Тайка Вайтити
мальчик Йоханнес по прозвищу Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) живет с мамой Рози (Скарлет Йоханссон) в Германии. вторая мировая близится к концу, но там про это пока никто не курсе. папа то ли на фронте, то ли в сопротивлении - темная история. мама ходит в тирольских шляпках и кокетливых туфельках, делает вид, что все хорошо и все в семье законопослушны, отпускает сына в лагерь гитлерюгенда. первое сомнение закрадывается, когда она ведет сына мимо виселицы и на вопрос "что они сделали?" отвечает "они сделали все, что могли".
поскольку мальчик имеет в качестве воображаемого друга самого фюрера (Тайка Вайтити), его приключения непременно должны быть одобрены другом. тот может и подбодрить, и развеселить, и спровоцировать на внезапный героизм, в результате которого мальчика комиссуют с травмами и прозвищем Кролик.
фильм поначалу выглядит жутко провокационным. нарушает все мыслимые табу. бесконечные heil Hitler, оскорбительные выпады в сторону евреев, глумление над тем, что всегда казалось ненадругаемым. смех там, где привычнее сделать скорбное лицо. Вайтити, приплясывающий и иногда кажущийся милым своим парнем, низводит облик чудовища до внештатного резидента камеди-клаба. туповатые вожаки гитлерюгенда начинают подозреваться в потакании врагам общества. и когда начинаешь думать, что наверное все будет хорошо, все всех поймут и сделают все правильно, зритель получает мощный удар под дых, от которого впадает в немоту и безучастно ждет, как авторы его будут реанимировать.
реанимация оказывается действенной, все всех поняли, но того, что было, уже не вернуть.
впрочем, танцевать, став свободными, это никому не помешало.
совершенно прекрасная Йоханссон. отличный одноглазый Сэм Рокуэлл. колоритная, вобравшая в себя и высмеявшая стереотипы о фашистских женах Ребел Уилсон. все молодцы, в общем. мальчишка настолько чудесный, веришь в него от начала до конца. и девочка Эльза (Томасин Маккензи, снова), на которой он так хотел жениться, что скрыл от нее самое главное. но ненадолго.
|
</> |