Пари Паскаля. Почему ученый просчитался?

Мы не можем определить вероятность существования Бога, рассуждал, прикидываясь нейтральным, Паскаль, поэтому, мол, принимаем 50 на 50. Если Бог есть, и мы ставим на него, верим в него и слушаем его, то наш выигрыш - вечная жизнь (что невероятно хорошо). При этом, в случае проигрыша (если Бог окажется выдумкой), мы потеряем не больше, чем тот, кто поставил на противоположное, т.е. что Бога нет: уйдем в пустоту. В то время как, наоборот, если мы поставим на то, что Бога нет, и не будем следовать существующим религиозным инструкциям, то в случае выигрыша, мы получим не больше, чем тот кто проиграл нам (т.е. уйдем в пустоту), а в случае проигрыша окажемся в ярости разгневанного Бога.
Более того, наша конечная жизнь ничего не стоит, по сравнению с будущей бесконечной. Поэтому ставить конечное, чтобы получить шанс огрести бесконечное - очень выгодно.
Паскаль делал вывод: следует непременно сделать ставку на то, что Бог есть и следовать религиозным предписаниям.
Почему его выбор неверный?
Во-первых, Бог не являлся никому из нас, поэтому мы не знаем, что он хочет. Мы имеем Евангелия, которые написаны относительно умно. Но, с одной стороны, Евангелия аллегорические, а, с другой, носят откровенную печать человечности, представляя множество противоречий. Все остальные рассказы о Боге передаются настолько инфантильными людьми, что вероятность, что эти люди посланы Богом, равна абсолютному нулю. Если даже и существуют некие инструкции Бога, то о них пока ничего не известно.
Во-вторых, чем человек (и, вероятно, любое другое высшее существо) становится умнее, сильнее, развитее, тем меньше ему требуется послушания и тем меньше ему хочется кого-то терзать и наказывать. Мы, кто развивается, это знаем. Поэтому если Бог – абсолют, он не будет ни послушания искать, ни наказывать никого. И если он будет хоть сколько-нибудь развитым, нам уж точно никаких вечных мук не уготовано. А если он неразвитый и злой, хватит ли ему сил одолеть развитых?
Поэтому, собственно, нет никакого смысла соблюдать существующие религиозные обряды. В них не больше смысла, чем в любом другом бестолковом времяпровождении.
|
</> |