Параллельные вселенные. От абстракции до артефакта

топ 100 блогов noveltour11.05.2023

Выставка с таким названием идет в Мраморном дворце. Семь залов на третьем этаже знакомят посетителей с коллекцией Генерального директора музея AZ (Анатолия Зверева) Наталии Опалевой. Во второй половине прошлого века она увлеклась работами А. Зверева, а затем  заинтересовалась произведениями и других художников-нонконформистов. 

«Собирая уже на протяжении почти двадцати лет коллекцию шестидесятников, я  не перестаю удивляться разнообразию их творчества, смелости эксперимента и постоянному поиску нового в искусстве» — говорит Н. Опалева    
Первый зал выставки
Первый зал выставки "Параллельные вселенные. От абстракции до артефакта"

В анонсе выставки говорится о том, что истоком организации многих музеев стали крупные частные коллекции. Русский музей в течение уже 20 лет знакомит широкую публику с теми, кто передал в дар музею свои собрания. А также представляет свои площадки для интереснейших частных собраний. Коллекция Натальи Опалевой  одна из таких. 

Выставку дополняют медиа-инсталяции Платона Инфанте в сопровождении музыки Николая Каретникова (композитора 60-х годов прошлого века). Одна из них служит неким прологом-анонсом к тому, что зрителю предстоит увидеть.

В первом зале нас встречают признанные корифеи — Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин

Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту
Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту

Дмитрий Плавинский представлен несколькими работами на тему исчезнувших цивиллизаций. Неожиданно обнаружила, что у меня такое же ощущение времени, как и у него — в виде песка.

Д. Плавинский верхний ряд —
Д. Плавинский верхний ряд — "Ураган времени — II" 1995, 2001 г, "Алтарь Кносского дворца" 1995 г. Нижний ряд — "Небесное знамение над Иерусалимом" 2005, "Мираж в Эгейском море" 1995 г.

Пара работ участника «бульдозерной выставки» — Владимира Немухина. Кстати, в отдельном зале можно посмотреть документальный фильм «Черный квадрат» Ольги Свибловой об истории нашего неофициального искусства 1959-1988 годов. 

Владимир Немухин слева —
Владимир Немухин слева — "Посвящение Баху" 1960 г. справа — "Посвящается Булату Окуджаве" 1997 г.

В центре зала еще одна видеоинсталяция  Платона Инфанте «Параллельные сингулярности. Посвящение русскому неформальному искусству 1960-1970» в сопровождении квартета для струнных Н. Каретникова 1963 г.

Петр Беленок, работы 1970-х — это уже следующий зал, ну чем не Евангелион?

Петр Беленок слева —
Петр Беленок слева — "Активное пространство" 1977 г., справа — "Без названия" 1972

Только Евангелион снимался в 1995-1996 годах, а Беленок ушел в 1991. Всего одна прижизненная выставка — 1972 год Москва кафе «Синяя птица».

Надо сказать, что не все работы даже известных художников меня останавливали, например, Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур. У них есть и более впечатляющие произведения. Но тем и хороша коллекция Опалевой, что в нее попадали даже ранние работы, которые позволяют сейчас развернуть во времени и пространстве творческий путь того или иного мастера.  

Верхний ряд слева — Борис Свешников
Верхний ряд слева — Борис Свешников "Пустырь" 1963 г. Справа — Эрик Булатов "Сосна" 1964 г. Нижний ряд — слева Евгений Михнов-Войтенко — "Весна" 1958 г. Справа — Эдуард Штейнберг — "Февраль" 1989 год

Последний зал, по сути,  «портал в открытый космос» — видеоинсталляция на тему работ Франциско Инфанте «Реконструкция звездного неба». На первом плане скульптуры Гриши Брускина «Гермы. Космос» 2020 г. 

Говоря о своем творчестве, Франциско Инфанте-Арана часто отмечает, что в его судьбе было два основных момента, которые сформировали его как художника, — это переживание бесконечности и таинственности мира. Бесконечность и тайна — вот тот фундамент, на котором строится все искусство Инфанте. В каждой его работе и в каждом тексте можно уловить этот проскальзывающий мотив. Источник 
Франциско Инфанте-Арана две работы из цикла
Франциско Инфанте-Арана две работы из цикла "Игра жестов" 1977

Еще в 60-е годы художник увлекся идеями кинетического искусства, в 70-е, по его словам, открыл для себя неизъяснимую глубину слова «артефакт». Для мастера — это не только искусственный объект, дополняющий живую природу, но и символ тайны, приближающий людей к разгадке вселенной. 

Франциско Инфанте
Франциско Инфанте "Проект системы плод" 1973 год.

p.s И тонкий штрих в самом начале выставки, который поймут только знатоки живописи того периода — фрагмент фотографии  Игоря Пальмина 1977 г. «Прощальный прием у коллекционера Д. Костаки»

Фото И. Пальмина
Фото И. Пальмина

Выставка в Мраморном дворце будет работать до 29 мая 2023 года

#всемвесна 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Моя хороша знакомая Н., которую я знаю уже более 10 лет, помогает в иконной лавке одного храма в российской глубинке, где и живет сама. На днях была в Москве, и мы пообщались. В прошлом году примерно в это же время (конец июля – начало августа) в ее ...
В эфире радиостанции УВБ-76, также известной как «радиостанция Судного дня», произошел второй за месяц инцидент с появлением нерелевантного контента. Вчера вечером радиолюбители могли услышать там песню Shaman «Я русский», гимн СССР и музыку из балета «Лебединое озеро» Петра ...
Масштабный удар по региональным банкам в США значительно превышает потери в марте 2020 и сопоставим или даже хуже по некоторым банкам, чем удар по время финансового кризиса 2008. Разница с 2008 годом есть и заключается в двух важных особенностях: ▪️Кризис 2023 крайне фрагментирован и ...
Правительство Индии приняло решение приобрести у РФ С-400 несмотря на все попытки США сорвать эту сделку. Индия приняла окончательное решение подписать с Россией контракт о приобретении "пяти современных ракетных систем С-400 "Триумф", сообщила газета "Таймс оф Индиа", ссылаясь на ...
Елизавета II открыла в субботу новую, шестую по счету, сессию шотландского парламента, пожелав региональным депутатам плодотворной совместной работы, несмотря на существующие разногласия. На открытии сессии парламента королеву сопровождали герцог и герцогиня Ротсейские. Королевские ...