Параллельные вселенные. От абстракции до артефакта

Выставка с таким названием идет в Мраморном дворце. Семь залов на третьем этаже знакомят посетителей с коллекцией Генерального директора музея AZ (Анатолия Зверева) Наталии Опалевой. Во второй половине прошлого века она увлеклась работами А. Зверева, а затем заинтересовалась произведениями и других художников-нонконформистов.
«Собирая уже на протяжении почти двадцати лет коллекцию шестидесятников, я не перестаю удивляться разнообразию их творчества, смелости эксперимента и постоянному поиску нового в искусстве» — говорит Н. Опалева

В анонсе выставки говорится о том, что истоком организации многих музеев стали крупные частные коллекции. Русский музей в течение уже 20 лет знакомит широкую публику с теми, кто передал в дар музею свои собрания. А также представляет свои площадки для интереснейших частных собраний. Коллекция Натальи Опалевой одна из таких.
Выставку дополняют медиа-инсталяции Платона Инфанте в сопровождении музыки Николая Каретникова (композитора 60-х годов прошлого века). Одна из них служит неким прологом-анонсом к тому, что зрителю предстоит увидеть.
В первом зале нас встречают признанные корифеи — Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин

Дмитрий Плавинский представлен несколькими работами на тему исчезнувших цивиллизаций. Неожиданно обнаружила, что у меня такое же ощущение времени, как и у него — в виде песка.

Пара работ участника «бульдозерной выставки» — Владимира Немухина. Кстати, в отдельном зале можно посмотреть документальный фильм «Черный квадрат» Ольги Свибловой об истории нашего неофициального искусства 1959-1988 годов.

В центре зала еще одна видеоинсталяция Платона Инфанте «Параллельные сингулярности. Посвящение русскому неформальному искусству 1960-1970» в сопровождении квартета для струнных Н. Каретникова 1963 г.
Петр Беленок, работы 1970-х — это уже следующий зал, ну чем не Евангелион?

Только Евангелион снимался в 1995-1996 годах, а Беленок ушел в 1991. Всего одна прижизненная выставка — 1972 год Москва кафе «Синяя птица».
Надо сказать, что не все работы даже известных художников меня останавливали, например, Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур. У них есть и более впечатляющие произведения. Но тем и хороша коллекция Опалевой, что в нее попадали даже ранние работы, которые позволяют сейчас развернуть во времени и пространстве творческий путь того или иного мастера.

Последний зал, по сути, «портал в открытый космос» — видеоинсталляция на тему работ Франциско Инфанте «Реконструкция звездного неба». На первом плане скульптуры Гриши Брускина «Гермы. Космос» 2020 г.
Говоря о своем творчестве, Франциско Инфанте-Арана часто отмечает, что в его судьбе было два основных момента, которые сформировали его как художника, — это переживание бесконечности и таинственности мира. Бесконечность и тайна — вот тот фундамент, на котором строится все искусство Инфанте. В каждой его работе и в каждом тексте можно уловить этот проскальзывающий мотив. Источник

Еще в 60-е годы художник увлекся идеями кинетического искусства, в 70-е, по его словам, открыл для себя неизъяснимую глубину слова «артефакт». Для мастера — это не только искусственный объект, дополняющий живую природу, но и символ тайны, приближающий людей к разгадке вселенной.

p.s И тонкий штрих в самом начале выставки, который поймут только знатоки живописи того периода — фрагмент фотографии Игоря Пальмина 1977 г. «Прощальный прием у коллекционера Д. Костаки»

Выставка в Мраморном дворце будет работать до 29 мая 2023 года