Параллельная жизнь

В Инженерном корпусе Третьяковки сейчас идёт выставка Кустодиева. С этим художником у меня есть немного личных воспоминаний - воспоминаний из детства.
До 17 лет я жила на Камчатке, если кто не знает - это полуостров, а практически - остров, ибо связь с материком есть только либо по навигации, либо самолётом. ( Да ещё на то время Камчатка числилась закрытой территорией - там находились базы подводных лодок.)

И когда в сентябре, после каникул, мы все встречались в школе, то первый вопрос был: "Ты выезжал на материк?" Материком называлось всё, что не на острове. Ты мог плыть до Владивостока, или лететь куда-то в Краснодарский край - всё одно - материк.
На острове жизнь была суровой и мрачной(как нам казалось), а на "материке" - пёстрой, яркой и живописной. Почему у меня сложилось такое впечатление? Из художественных альбомов, которые покупала моя мама в нашу домашнюю библиотеку.
На своём предприятии, где она работала экономистом, помимо своей должности она взяла на себя некую "общественную работу", которая так и называлась: "общественный распространитель книг". Ещё у неё была лучшая подруга Люда, которая тогда работала заведующей книжной базой Камчатки и они вместе были заядлыми книгоманами. Постоянно встречались и обсуждали свои новые приобретения.
Особенно мама обожала изобразительное искусство, а всевозможные художественные альбомы были тогда её настоящей страстью. Естественно, что все художественные альбомы, которые тогда поступали на её предприятие или на книжную базу, потом оказывались у нас дома.
В школе я не была особо популярным ребёнком - слишком замкнутая и угрюмая, но достаточно много девчонок, да и мальчишек тоже, набивались ко мне в друзья именно для того, чтобы приходить ко мне в гости и "глазеть альбомы", как это мы тогда называли. Особенной популярностью пользовался четырёхтомник Херлуфа Бидструпа. ( Он и сейчас стоит на моей полке весь затрёпанный и потасканный.) Но я не об этом.
Был у нас и альбом Кустодиева. На меня он производил очень странное впечатление.
Я, помню, (мне было лет 10) всё думала, рассматривая его: какая же странная и причудливая у людей жизнь "на материке"? Кругом сплошное солнце, зелёные яркие деревья, какие-то толстые румяные женщины в пестрых одеждах сидят за самоварами с баранками. Они все счастливо улыбаются, моются в деревянных банях, спят на каких-то шёлковых одеялах... Не жизнь, а сказка! Не то что у нас на острове - ветры, шторма, крики чаек...
Сейчас я уже давно живу "на материке", мне 62 года и я немного начинаю догадываться, почему у Кустодиева всё так пёстро и ярко.
Немного про самого художника.
Начинал блестяще и стремительно. Очень успешный и очень талантливый. Окончил с золотой медалью Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской Репина.
Вместе с ним, еще будучи учеником, участвовал в работе легендарной многофигурной композиции "Заседание Государственного совета"
Его назначают почётным членом тогда необыкновенно модного и популярного сообщества художников под названием "Мир искусства".
Министерство культуры Италии делала ему заказы и его работы покупает галерея Уффици.
Вместе с семьёй он приезжает в Париж, потом в Германию, Испанию, Канаду, Италию, США, где проводит свои персональные выставки. Всё просто сказочно!
Но, после этого оглушительного успеха, в 31 год, у него появляются первые признаки болезни спинного мозга, с которой он боролся до конца своей жизни. И, после нескольких операций, художник оказывается прикованным к инвалидному креслу. И если бы только неподвижность. Художника мучают постоянные боли.
"По ночам он кричал от боли, его мучал один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки..." - это из воспоминаний его близких.
Из-за болезни был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот период и появляются его наиболее яркие и "жизнерадостные произведения", как написано в буклете.
Что меня немного смутило на этой выставке.
Вот в начале идут такие очень качественные, академические работы, выполненные в такой сложной пастельной цветовой гамме. Потом вдруг - пёстрая цветистость, какая-то "сладкая" купеческая жизнь: купола, самовары, баранки, арбузы...
У меня есть странная привычка - сразу смотрю дату.1918, 1920, 1922 годы. Это вообще о чём? Это же время Гражданской войны? Откуда взялись эти пышные румяные дамы? Согласно школьному учебнику война эта длилась с 1918 по 1922 годы и, согласно тому же учебнику, по разным оценкам в ней погибло от военных потерь - 17 миллионов человек(20%), 2 млн. уехало из страны; только сыпным тифом переболело 30 млн., из которых 3 млн. умерло. Количество умерших от голода подсчёту не подлежат, а про 7 млн. беспризорных детей можно уже и не говорить...
Картины по-началу кажутся немного странными... Откуда эти шёлковые платья с кринолинами? И откуда эти толстые дамы? Это он о чём?
В 20 годах люди уже по-другому одевались как минимум. Жена его вроде всегда была худой (там её портрет висит), а уже через много лет после смерти художника вообще умерла от голода в Ленинграде?
Искусствоведы пишут, что он художник радости.(очень смешно.) "Радость" они считывают из пёстрой цветовой гаммы и сюжетов: голые пышные дамы, розочки-бутоны, солнце и Шаляпин в шубе... Ага, конечно.
Я же всегда помню одну простую истину - цвет не врёт. И уж в чём я точно не вижу особой радости, так в этих безумных контрастах разового с зелёным, где жуткий бордовый тут же лепится с ультрафиолетом - и вся эта каша в границах одной рамки. И это всё после жемчужной гаммы его портретов?( Правда, они были сделаны до болезни.) Больше похоже на вопль отчаяния.
Совершенно очевидно, что художник конструировал свою параллельную реальность. Да и кто решил, что это неправильно? Когда кругом творится безумие, что ещё остаётся делать?
Ты не обязан втравляться в чужие игры, где те, кто всем заправляет, постоянно навязывает тебе свои правила, сам же не соблюдая никаких. Да, ты несвободен и не будешь свободен никогда. Всегда будут какие-то заварухи и потрясения. ("Мир во зле лежит." (Иоанна 5;19)). Но кто нам помешает конструировать свой мир и пребывать в нём? Эскапизм? Допустим. Но всё же лучше, чем быть статистом в чужих непонятных и мутных играх.
P.S. Я много фоток сделала. Какие-то работы вижу впервые и в сети их нет.



























































|
</> |